Как починить зарядное устройство. Разбираем зарядное устройство от мобильного телефона Siemens

Получилось так, что в течение месяца из строя вышли две обычных китайских зарядки. Причем никаких симптомов и намеков на трудную работу зарядок не наблюдалось. Просто в один прекрасный момент телефон переставал заряжаться.

И хотя подобные зарядные устройства стоят не так уж дорого, однако возникло интересное желание найти причину, из-за которой они через небольшой промежуток времени перестали работать.

Дешевые китайские зарядки неразборные, так как идут в литом корпусе. И если необходимо добраться до платы устройства, то корпус приходится резать или распиливать. Самым удобным и аккуратным вариантом разборки является распиливание части корпуса. Поэтому берем ножовку по металлу и по кругу отпиливаем верхнюю часть, имитирующую крышку.

Затем вынимаем плату из корпуса. Все проделываем аккуратно, чтобы не обломить детали и не повредить дорожки.

Теперь производим визуальный осмотр платы с обеих сторон на предмет обнаружения дорожек и деталей, подвергшихся воздействию высокой температуры вследствие короткого замыкания или работы детали с перегрузкой.

Как правило, в местах сильного нагрева и сгоревших деталей видны следы нагара и цвет лака отличается от общего цвета. Электролитические конденсаторы (бочонки) в верхней части могут быть вздутыми.

Если на плате видимых нарушений не обнаружено, то, скорее всего, схема зарядки «живая» и в этом случае необходимо обратить внимание на узел подачи питания , являющийся слабым местом.

Дело в том, что для удешевления и автоматизации сборки зарядного устройства производитель упростил подачу напряжения на его вход и отказался от проводов, соединяющих вход платы с металлическими стержнями (вилкой), которыми зарядка включается в сеть.

На плате вытравливают контактные площадки, а сама плата зажимается между подпружиненными фиксаторами и металлическими стержнями. Для токосъема плата прижимается своими контактными площадками к фиксаторам и находится в зажатом положении между фиксаторами и металлическими стержнями.

Напряжение на аккумуляторе было около 3,1 Вольта, что меньше порога, после которого некоторые зарядные устройства опознают аккумулятор и начинают его заряжать. Во всяком случае, именно так обстояло дело с моим аккумулятором от Blackberry, который разрядился слишком глубоко.



Аккумулятор LI-12B удалось вернуть к жизни путём заряда небольшим током, порядка 100 мА. Для этого была собрана простая схема. Когда напряжение на аккумуляторе достигло 4,2 Вольта, я остановил заряд и проверил работоспособность камеры. Камера заработала и я стал думать о том, как бы отремонтировать зарядку. https://сайт/


Ремонт зарядного устройства LI-10C.

Вот так выглядело, доставшееся мне зарядное устройство.


Чтобы разобрать зарядное устройство LI-10C, понадобилось открутить два винта-самореза, один из которых находился под наклейкой.

Проверка работы зарядного устройства выявила наличие короткозамкнутых витков в разделительном трансформаторе импульсного блока питания.


Импульсный трансформатор оказался неремонтопригодным, к тому же у меня не нашлось подходящего ферритового сердечника, чтобы можно было намотать новый трансформатор.

На картинке печатная плата зарядного устройства. Стрелкой отмечен трансформатор DS-4207 KT04044.


Решил, было уже отправиться после выходных на наш радиорынок, но потом вспомнил, что у меня есть плата от пятивольтовой зарядки для мобильного телефона.


Зарядку эту, купил когда-то в неисправном состоянии ради корпуса-вилки, чтобы в него можно было поместить блок питания для радиотелефона, некогда рассчитанного на сетевое напряжение 120 Вольт.


Чтобы проверить трансформатор пришлось сначала начертить схему, а затем заменить все сгоревшие детали.

К моей радости, трансформатор оказался хорошим, да и по габаритам, похоже, был в самый раз.

Собственно, весь дальнейший ремонт заключался в замене трансформатора.



Если посмотреть на типовую схему включения микросхемы драйвера ШИМ этого зарядного устройства FSDH0165, то можно заметить, что трансформатор из схемы выше, функционально мало чем отличается от сгоревшего.

Интересно, из чего же состоит зарядное устройство (блок питания) Сименса и возможно ли его починить самостоятельно в случае поломки.

Для начала блок нужно разобрать. Судя по швам на корпусе этот блок не предназначен для разборки, следовательно вещь одноразовая и больших надежд в случае поломки можно не возлагать.

Мне пришлось в прямом смысле раскурочить корпус зарядного устройства, оно состоит из двух плотно склеенных частей.

Внутри примитивная плата и несколько деталей. Интересно то, что плата не припаяна к вилке 220в., а крепится к ней при помощи пары контактов. В редких случаях эти контакты могут окислиться и потерять контакт, а вы подумаете, что блок сломался. А вот толщина проводов, идущих к разъему на мобильный телефон, приятно порадовала, не часто встретишь в одноразовых приборах нормальный провод, обычно он такой тонкий, что даже дотрагиваться до него страшно).

На тыльной стороне платы оказалось несколько деталей, схема оказалась не такой простой, но все равно она не такая и сложная, чтобы не починить ее самостоятельно.

Ниже на фото контакты внутки корпуса.

В схеме зарядного устройства нет понижающего трансформатора, его роль играет обычный резистор. Далее как обычно парочка выпрямляющих диодов, пара конденсаторов для выпрямления тока, после идет дроссель и наконец стабилитрон с конденсатором завершают цепочку и выводят пониженное напряжение на провод с разъемом к мобильному телефону.

В разъеме всего два контакта.

Очень часто поломки техники, бывают настолько элементарные, и легко устранимые, что даже браться за ремонт порой не хочется, не представляет интереса, но приходится. Недавно ко мне обратился за помощью мой знакомый, итак живший до этого небогато, а в последнее время, в связи с кризисом, еще и лишившийся работы.

Показывает универсальное зарядное устройство типа Лягушка для литиевых АКБ от телефонов, с отломившимися креплениями прижимающей части, и спрашивает, можно ли что-нибудь сделать. Говорит, что на неё сели. Первая мысль была, предложить ему выбросить, и купить новую, но посмотрев на его огорченное поломкой лицо — передумал и решил помочь.

В наличии были два новых крокодила в изоляции, высовывался только кончик, и было решено подпаяться к проводам, идущим к усикам, а к аккумулятору подключаться крокодилами. Воткнул зарядное в розетку, чтобы убедиться, что оно вообще работает, и мои труды будут не напрасными, и начал разбирать.

Сперва были откручены 2 винта, крепящие усики к прижимающей аккумулятор части, усики были целые. Часто при работе эти усики отламываются, и пользоваться становится невозможно, поэтому усики оставил себе про запас. Если кто-то не знает, как пользоваться таким зарядным, поясню: мы берем литий ионный аккумулятор, от сотового телефона, фотоаппарата и другой подобной техники. Совмещаем усики зарядного, с его контактами плюс и минус, они бывают подписаны на аккумуляторе, и прижимаем аккумулятор к корпусу зарядного, за счет пружины прижимающей части. Должен загореться светодиод на зарядном, показывающий, что есть контакт между усиками и контактами батареи. Для тех, кому может потребоваться направить подобное зарядное, с более серьезной поломкой, приведу один из вариантов принципиальной схемы:

Схема зарядного

Вернемся к нашему ремонту, открутив два винта, разобрал корпус лягушки. Оставалось определить, какой из этих проводков, идущих к усикам плюс, а какой минус. Подобная проверка довольно условна, потому что на подобных зарядных устройствах есть, или автоматическое определение полярности, и тогда кнопки отсутствуют, либо есть кнопка переполюсовки.

Но все-таки хотелось собрать так, чтобы красный щуп был плюсом, а черный минусом. Тогда снял плату и нашел общий провод, соединенный с одним из проводков, он был соединен с полигоном на плате. Решено было считать его за минус. Дальше дело техники, нужны были красивые провода, для соединения с проводками, идущими с усиков. У меня как раз были такие проводки от динамика компьютера. Сам динамик и разъем были отрезаны, длину проводков решил взять достаточную, для удобного подключения к контактам аккумулятора.

С недавнего времени, у меня появилась привычка следить за эстетикой соединений в устройстве, не важно, делаю себе или людям, за деньги или за чисто символическую благодарность. Поэтому купил себе термоусадки с запасом, разных диаметров, на все случаи жизни, и решил отказаться от соплей на соединениях в виде изоленты. Которая кстати, мало того, что смотрится некрасиво, еще и норовит со временем сползти с соединения проводов и оголить его. Чем это чревато, думаю объяснять никому не нужно.

Так что здесь также, перед пайкой проводов, одел на провода два кусочка термоусадки, и после пайки прогрел на огне зажигалки. Получилась красивая надежная изоляция. Кстати на Западе, если судить по изоляции светодиодов и кнопок, корпусов компьютеров, давно отказались от применения изоленты, и пакуют все, что остается для долговременного использования, только в термоусадку. Перед пайкой проводов, по привычке завязал провода узлом, для того чтобы было невозможно, применив усилие вырвать провода. Сделать это, не позволит как раз узел, размер которого больше отверстия, в которое пропущен провод в корпусе зарядного.

Осталось только собрать зарядное устройство в корпусе и протестировать, включив в сеть, и соединив крокодилами с контактами аккумулятора. Все работало так, как и должно, стал мигать светодиод, показывающий, что аккумулятор заряжается. И как выяснилось, с полярностью и цветом крокодилов, при подпаивании проводов, я не ошибся. Всем удачных ремонтов ! Автор статьи — AKV.

Как правило ремонт такого недорогого девайса экономически невыгоден.
Особенно в небедных странах. Средняя цена 5 долларов.
Но бывает такое, что нет лишних денег, но есть время и запчасти.
Нет магазина поблизости. Не позволяют обстоятельства. Тогда речь не идет о цене.

В моем случае все было просто — сломалось одно из двух моих зарядных Nokia AC-3E , друзья принесли мешок поломаных зарядных. Среди них было с десяток фирменных нокиевских зарядок. Грех было не взяться.

Поиски схемы ни к чему не привели, поэтому взял похожую и переделал под AC-3E. По подобной схеме сделано множество зарядных для мобильных телефонов. Как правило разница несущественна. Иногда изменены номиналы, чуть больше или чуть меньше элементов, иногда добавлена индикация заряда. А в основном одно и то же.
Поэтому данное описание и схема пригодятся для ремонта не только AC-3E.

Инструкция по ремонту проста и написана для неспециалистов.
Схема кликабельна и хорошего качества.


ТЕОРИЯ.

Устройство представляет собой блокинг-генератор, работающий в автоколебательном режиме. Питает его однополупериодный выпрямитель (D1, C1) напряжением примерно +300 В. Резистор R1, R2 ограничивает пусковой ток устройства и выполняет роль предохранителя. Основу блокинг-генератора составляют транзистор MJE13005 и импульсный трансформатор. Необходимым элементом, блокинг-генератора является цепь положительная обратная связь образована обмоткой 2 трансформатора, элементами R5, R4 C2.

Стабилитрон 5v6 ограничивает напряжение на базе транзистора MJE13005 в пределах пяти вольт.

Демпферная цепочка D3, C4, R6 ограничивают выбросы напряжения на обмотке 1 трансформатора. В момент запирания транзистора эти выбросы могут превышать напряжение питания в несколько раз, поэтому минимально допустимое напряжение конденсатора C4 и диода D3 должно быть не ниже 1 кВ.

ПРАКТИКА.

1. Разборка. Саморезы держащие крышку зарядного в данном устройстве имеют вид треугольной звездочки. Специальной отвертки под рукой как правило нет, поэтому приходится выкручиваться кто как может. Я откручивал отверткой, которая за время эксплуатации сама заточилась под всякие крестики.

Иногда зарядные собраны без болтов. В таком случае половинки корпуса склеены. Это говорит о невысокой стоимости и качестве устройства. Разбирать такое ЗУ чуть сложнее. Нужно раколоть корпус неострой отверткой, аккуратно надавливая на стык половинок.

2. Внешний осмотр платы. Более 50% дефектов можно обнаружить именно за счет внешнего осмотра. Сгоревшие резисторы, потемневшая плата укажут вам место дефекта. Лопнувший корпус, трещины на плате будут говорить о том что устройство роняли. Эксплуатируются зарядные в экстримальных условиях, поэтому падения отовсюду нередкая причина выхода из строя.

В пяти из десятка ЗУ которые довелось делать мне, были банально отогнуты контакты через которые 220 вольт поступают на плату.

Для исправления, достаточно чуть отогнуть контакты по направлению к плате.
Проверить контакты виноваты или нет, можно подпаяв к плате сетевой шнур, и замеряв напряжение на выходе — красный и черный провода.

3. Оборванный шнур на выходе ЗУ. Рвется как правило у самого штеккера или у основания зарядного. Особенно у любителей поговорить во время зарядки телефона.
Прозванивается прибором. В центр разъема вставляете вывод тонкой детали и измеряете сопротивление проводов.

4. Транзистор + резисторы. В случае если нет видимых повреждений, прежде всего нужно выпаять транзистор и прозвонить его. Нужно при этом иметь ввиду, что у транзистора
MJE13005 база находится справа, но бывает и наоборот. Транзистор может стоять другого типа, в другом корпусе. Допустим MJE13001 видом как советский кт209 с базой слева.

Вместо него я ставил MJE13003. Можно поставить транзистор из любой сгоревшей лампы — экономки. В них как правило сгорает нить накала самой колбы, а два высоковольтных транзистора остаются целыми.

5. Последствия перенапряжения. В простейшем случае выражаются в пробитых накоротко диоде D1 и оборванном резисторе R1. В более сложных случаях сгорает транзистор MJE13005 и раздувает конденсатор C1. Всё это элементарно меняется на такие же или подобные детали.

В последних двух случаях нужно будет кроме замены сгоревших проводников, проверить резисторы вокруг транзистора. Со схемой это будет несложно сделать.