На машине в албанию. Самый опасный автомобильный маршрут албании

На мой взгляд, в Европе осталось лишь две страны, которые можно назвать последними не исследованными уголками Старого света: Румыния и Албания. Все конечно же относительно и "неизведанность" Албании нельзя сравнивать с экзотикой Нигерии, или Бурунди; тем не менее, эти две европейские страны все еще скрывают массу всего интересного и это при хорошей и удобной для туриста инфраструктуре, позволяющей комфортно и недорого их познавать. Если Румынию я исколесил вдоль и поперек, то в Албании оказался третий раз в жизни, причем предыдущие два раза "пролетел" ее слишком быстро и мало что успел посмотреть. Года два назад приплыл на пароме из греческого Корфу в албанскую Саранду (кстати, прикольная получилась!) и затем проехал общественным транспортом вдоль по побережья до границы с Черногорией, посетив , и даже полазив по . Теперь же решился прилететь в Тирану на самолете, взять в прокат машину и как следует исследовать удаленные горные районы северной части Албании, совместив поездку с Косово, Македонией, Болгарией и другими странами региона. Отчетов будет много, а пока расскажу про один из самых тяжелых автомобильных маршрутов из всех, что я познал в своей жизни. А познал их, смею вас заверить, очень много!

В тот день мы стартовали из Призрени, что в южной части Косово, затем проследовали на северо-запад через Джаковицу на границу с Албанией в местечке Морина. Красотища там: горы, снежные вершины, пасущиеся на зеленых склонах стада овец. Швейцария натуральная, разве что не испорченная толпами туристов. После границы мы углубляемся в сторону национального парка Вальбона (Valbone) с городком Байрам-Кури и затем на юг к гидроэлектростанции и плотине на реке Дрин. Далее, через перевалы и адский серпантин к вечеру приезжаем в Шкодер -

Албания - маленькая страна, но имейте в виду, что рельеф очень гористый, а дороги в массе своей в неважном состоянии, очень узкие и крайне опасные. Если вспомнить, что 25 лет назад, при диктаторе Энвере Ходже в стране было менее 1000 автомобилей (наличие собственного авто запрещалось при коммунистах), то и необходимости строить и расширять дороги не было. В последние годы албанцы немало усилий приложили к строительству дорог, но впереди еще очень много работы.

Весь наш маршрут от границы с Косово до Шкодера составляет порядка 170 километров, не правда ли, ерунда? Нет, неправда! На карте ниже вы можете в полной мере оценить, что каждый "албанский" километр соответствует четырем-пяти обычным. Ваша средняя скорость будет составлять от силы 40км/ч, но даже это слишком быстро для тех дорог. Моей спутнице было просто плохо во всех отношениях, как от дороги как таковой, так и от обрывов и пропастей на каждом повороте. Каюсь, я ехал быстрее, чем позволяла дорога, но тому было обьяснение - надо было успеть пройти серпантины до наступления темноты. Потом ездить тут станет вообще смерти подобно, особенно учитывая обледенение дороги при периодически моросящем дождике. Машина на резких подьемах несколько раз пробуксовывала, попав на замерзшую лужу и я бы не хотел попасть на такую вот лужу в повороте, да в полуметре от пропасти. Как вы понимаете, в Албании никто не мелочится и песочек с реагентами на дорогах не посыпает.

Самый сложный участок нашего маршрута с перепадами высот от 350 метров над уровнем моря (ГЭС) до 2150 метров на перевалах -

На выезде из Косово контроль как таковой отсутствовал, они даже паспорта не спросили, дав лишь отмашку, проезжайте. Вот и хорошо, ибо мы со спутницей переживали насчет того, что она въехала в Косово по болгарской визе (по правилам подходит лишь шенген) и как бы на выезде при прицепились. Вы ведь помните как мы с небольшими приключениями?

На албанской стороне границы была небольшая очередь и пока мы ждали, я вышел и сфотографировал окружающий пейзаж -

На память о въезде в Албанию, будет для коллекции. Жаль, что албанцы перешли на печати евростандарта, у низ раньше были такие красивые собственные с орлом. Ох уж мне эта оптимизация всего на свете -

После границы идет отличная новая трасса до самого городка Байрам-Цурри -

Байрам-Цурри это небольшой городок, откуда берут начало многочисленные маршруты в горы. Между прочим, за этим горным хребтом уже Черногория, причем с их стороны горы называются "Prokletije" (Проклятье) -

Через какое-то время приезжаем в местечко Fierza, где расположена одноименная ГЭС и именно здесь берет начало интереснейший водный маршрут по реке вниз по течению до причала Коман (Koman), что примерно в 50 километрах отсюда. Небольшой паром курсирует дважды в день и раньше это был единственный путь связывающий крайний север Албании с центром страны. Теперь, когда построили дорогу через перевалы (150 км по серпантинам) важность парома снизилась. Тем не менее, там настолько живописно, что туристы отправляются в путешествие отнюдь не ради экономии по времени -

С приближением -

Была у нас мысль не крутить по серпантинам, а загнать машину на паром и отправиться по реке в Коман, но оказалось, что он сегодня уже не поплывет. Досадно! Но ладно, поедем по дороге, что не менее интересно.

Почти заброшенный городок энергетиков рядом с ГЭС -

Во дворе стоял раритетный китайский грузовичок -

Собственно, плотина и ГЭС. Построена в 1971 году китайцами, с которыми Энвер Ходжа яростно дружил после того, как отношения с СССР окончательно испортились. В те годы станция давала больше половины всей электроэнергии Албании и являлась одним из главных стратегических объектов страны. Как вы понимаете, простые смертные сюда попасть не могли и уж тем более не могли фотографировать в стране тотальной шпиономании. А чего вы ждали от руководителя страны, построившего себе на восьмом десятке лет целый подземный город на случай атомной войны, см. " " -

После ГЭС дорога начинает петлять серпантинами на перевал -

Река Дрин -

Одного мы не учли, что зимой темнеет рано, а дорога долгая. Эта фотка сделана примерно в три часа дня, но из-за сумерек уже пришлось ее "вытягивать" на Фотошопе -

Вот такая дорога на протяжении ста с лишним километров -

С периодически осыпающимися на дорогу камнями -

И с какой скоростью вы бы тут ездили?

Кстати, это мой второй в жизни опыт вождения на румынской Даче (Dacia), первый же раз водил предыдущую модель в Марокко -

Примерно через три часа пути добрались до маленького городка Фуше-Аррез, где, по идее, дорога судя по карте становится несколько лучше. Городок оказался весьма интересным для любителя разного рода заброшенностей и реликтов эпохи коммунизма. Расскажу отдельным постом чуть позже.

Неизменные албанские бункеры встречаются повсюду, здесь один из них стал жертвой оползня и "сполз" к автодороге -

Поздним вечером добрались до Шкодера и остановились в мотеле на въезде в город. Утром с балкона открылся замечательный вид на крепость Розафа. Туда мы сейчас не едем, поскольку были ровно год назад, см. "

Горы и пляжи Албании (южной ее части, на границе с Грецией) привели меня в восторг. Все пять дней от начала моего путешествия погода была чудесной, на небе ни облачка. Но 19 сентября погода начала портиться, прогноз обещал дожди, а до Тивата, где аэропорт, 400 км, и я поспешил на север. Решил проехать этот путь не спеша, за два дня, сделать остановку во Влере, затем полюбоваться природой севера Албании.

Севернее Влеры море Адриатическое, известное и раскрученное, но с крупными городами, портами, поэтому грязнее и населенное.


Моей первой целью было проехать очень крутой перевал с заповедным сосновым лесом, расположенном на границе Ионического и Адриатического моря, побывать в крупных городах, Влера и Дуресс, сравнить их пляжи, посмотреть, как похорошела столица Тирана, и побывать в старинном городе Шкодере, где самые дешевые фрукты на огромном рынке, где в огромном озере Скадарское водятся самые крупные и жирные в мире сазаны, и их готовят во всех ресторанчиках в этих местах.


Дорога от Саранды до Влеры изумительно красива, извивается вдоль побережья, пролегает в долинах рек, на пути уютные деревушки все утопают в зелени и садах. Вначале горы небольшие, затем круче и отвеснее.






За 50 км до Влеры дорога уходит по серпантину круто вверх, издали даже страшновато, кажется, мотор не выдержит такую нагрузку или от быстрого подъема на 2000000 метров не хватит кислорода, но если делать частые остановки и любоваться природой, то все проходит гладко.







Перевал взят, виды на море с высоты прекрасные, но за перевалом начинается реликтовый сосновый лес. Сосны здесь только редкие, сосна Гельдрейха и Румелийская, боснийская и черная сосна, разные пихты, ясени, можжевельники, много каштана, бука, кермский дуб.



Дорога пошла вниз через заповедник





Это национальный парк Албании. Называется Ллогара. 10 квадратных километров – горы, покрытые лесами, вертикальные обрывы, красивые каньоны, с многочисленными речушками. И очень много диких животных, которые охраняются. Вдоль дороги постоянно попадаются пасеки, где продают горный мед и наборы чая из горных лекарственных трав.






Несколько минут по долине, и впереди появился город Влера. Это самый крупный город на побережье Албании, вдоль дороги сплошные сады и оливковые рощи. В округе много старинных крепостей, мечетей и православных церквей.
Пригород Влеры начинается с городка Орикум, где сохранился амфитеатр, построенный в 1 веке до нашей эры.




Я знал, что в центре города не уютно, вода мутная, поэтому остановился, не доезжая 5 км от центра, в комплексе из крупных международных гостиниц. Я рискнул остановится в самом лучшем отеле Влеры - Нью Йорк.







Огромный номер стоил 50 евро за ночь, в номере мини бар, климат контроль, на всю стену огромное зеркало с встроенным ж/к экраном и главное, есть балкон, который нависает над морем, с которого мне интересно было понаблюдать закат, так как туч становилось все больше, погода портилась, волны были фотогеничны.





Закат крепчал, и я вернулся в номер







От Влеры до Дуреса всего 120 км по шикарному новому автобану.
Дурес тоже крупный по меркам Албании курортный городок, во Влере 130 тыс. жителей, в Дуресе 110 тыс., зато до столичного Аэропорта из него всего 30 км, поэтому туристов здесь больше всего и море самое мутное.



Туристов и во Влере, и в Дуресе, да и на юге в Саранде и в сентябре много, набережные во всех этих городах красивые, благоустроенные, постоянно достраиваются и обновляются, кафешек и мест для развлечений одинаково много, но море и песок, конечно, не такие чистые, как в уютных бухтах в районе Ксамила. Для чисто пляжного отдыха, конечно, лучше проехать подальше на юг.


От Дуреса до Шкодера через Тирану тоже 120 км, дороги здесь лучше, чем на юге, местами с шести полосным движением и отличными развязками – виадуками.
Тирана за последние 15 лет превратилась в крупный европейский город. По неофициальным данным сейчас в ней находится до миллиона человек, по официальным около полумиллиона.
Останавливаться в Тиране мне не захотелось, автомобильное движение и пробки здесь покруче, чем в Москве, сделав несколько фотографий из окна авто, я поехал в Шкодер.





Дорога идет по Албанской равнине вдоль многочисленных рек. Вдали горы Круя-Дайти.
Это сельскохозяйственные места, земледелие здесь развито, пейзажи чудесные.
Шкодер расположен в месте слияния реки Дрин, которая вытекает из каньонов самых высоких гор Албании, и реки Буна, вытекающей из Скадарского озера. До границы с Черногорией всего 10 км. Шкодер по величине такой же, как и описанные выше прибрежные крупные города, население 135 тыс. человек.








Меня, конечно, интересовал рынок Шкодера. Я побывал на многих рынках Албании, был в Македонии и Сербии, но рынок Шкодера показался самым большим и изобильным. Жаль, до самолета сутки, поэтому все только пробовал и покупал поштучно.




Все, кто бывает в Шкодере, посещают Шкодерсукую крепость. Она построена иллирийскими племенами в 4 веке до нашей эры, с 7 века нашей эры в этих местах стали селиться славянские племена, а с 1479 все эти места были захвачены турками.


После рынка я посетил набережную великого европейского озера Скадарское. Озеро занимает 500 км², две трети принадлежит Черногории. Рыбные рестораны по берегам озера на территории Албании мне понравились больше, чем Черногорские.

Зимует на озере 200 тысяч птиц, летом постоянно обитают 26 видов, больше всего разных бакланов. Так как озеро мелкое, и вода прогревается до 27-30°С, рыбы здесь очень много. Есть и лосось, и угорь, и кефаль, но самый вкусный – местный сазан, хотя называют его карпом.




Вот такое оно - Скадарское озеро


К вечеру я добрался до Тивата, заночевал в прекрасных апартаментах на берегу моря у того же хозяина, что и весной. Утром меня разбудил ни с чем несравнимый запах черного Македонского винограда. Оказалось, по всему побережью много частных винодельней, виноград с сахаристостью 26% привозят из Македонии, делают отличное домашнее вино, а из отходов гонят чачу. Меня на прощанье угостили и тем, и другим.

Через 45 минут лета я был в Белграде, который встретил меня холодным моросящим дождем, но он не помешал мне попить кофе на улице Скадарская и утром быть в Москве.


Подведем итоги.
Мне 70 лет, я не знаю европейские языки, последний раз в Европе был 40 лет назад, когда был молодым. Но Албания и другие балканские страны настолько безопасны и дружелюбны к туристам, что я на арендованной машине смог проехать за неделю весь юг Балкан вдоль и поперек, пересечь туда и обратно 4 границы, и нигде не было даже маленьких проблем и недоразумений. Виз не надо, цены на гостиницы и продукты вдвое дешевле московских, море чистое, теплое, побережье благоустроенное, природа и памятники старины охраняются.
С гор в окрестностях Ксамила я видел Грецию. Множество бухт и пляжей Ионического моря таких же чистых и мало посещаемых туристами, как на юге Албании. И на следующий год я решил добраться и сюда.


План прост. Билет в Салоники из Москвы начинается от 4 тыс. рублей. В Салониках арендовать авто не составляет проблем. Море из-за наплыва туристов в радиусе 50 км от Салоников грязное, цены в курортный сезон высокие, здесь отдыхать не стоит.
Но поперек Греции с востока на запад проложен прямой сверх скоростной автобан, и через 3 часа можно проехать от Эгейского моря до Ионического. Полюбоваться «Греческой Македонией» с окон автомобиля, отдохнуть в небольших городках у горных озер и остановится на несколько дней в районе курортного городка Сивота, где множество бухт, островков, несколько десятков уютных чистых пляжей, а Ионическое море такое же лазурное и прозрачное, как в Ксамиле. И от Сивоты на север до Ксамила всего 50 километров.



Запись размещена в разделах:

Каковы представления об Албании среднего российского гражданина? Я узнал об этом, когда делился планами посещения этой страны со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах - С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании только начали посещать меня, похожее восприятие было присуще и мне.
Восемь лет назад, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю.
Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение. В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье.
Береговая линия страны - одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании?
Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию!
И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте - в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики) ,нас двое - муж и жена. Время поездки - середина июля.
Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды.
Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.
Сразу же обнаружили первый сюрприз - навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед - это и хорошо, т.к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени.
Из этого первого сюрприза вытекало следствие - мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз - многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе - на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет.
Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.
Саранда (фото 1) - это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.
2. Городской пляж


3.


Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.
4.


Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный - 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего ~5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ).
Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты - растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т.к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.
5. Вид с южной части города на северную


Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами.
Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары - алкоголь, бытовая химия и т.п.
Самый распространенный албанский сыр - кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду.
А вот купить обычный черный чай - проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать.
Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна.
Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, я сделал вывод - все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев - какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его.
А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть.
Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.
Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз - в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно - всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно.
Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы - очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20-25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые.
Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды.
Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет.
Обычный город у моря.
Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль.
Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению - Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter.
Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком.
Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид - метра 3-4.
6. Голубой глаз:


Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.
7. Прыжки в Голубой глаз:


8.


9.


Речечка, берущая начало от источника, вскоре сливается с другой, дальше они вместе образуют небольшое озеро, после чего превращаются в реку со славянским названием Бистрица.
10.


11.


12.


13. В паре сотен метров от источника, над спокойным участком реки, устроено кафе в виде павильонов на сваях над водой.


14. Местная флора:


15. И фауна:


Заказали свежевыжатый апельсиновый сок, посидели немного среди журчания воды и стрекота цикад, да пошли к машине, на очереди Бутринт.
Факультативно - маленькое видео про Blue Eye.
16. Дорога в сторону моря лежит как раз вдоль реки Бистрица и сквозь одноименное село, оно тоже на снимке:

17. На горе вдали виден христианский монастырь (фото с сильным зумом) :


В отличие от Голубого глаза, о Бутринте до этого года я не слышал. Это античные развалины, с амфитеатром и акрополем, город когда-то был основан древними греками, потом стал римским, упоминался у Вергилия, с основанием колонии связано имя Юлия Цезаря. Находится южнее Саранды и Ксамиля, в непосредственной близости от греческой границы. Комплекс находится под защитой ЮНЕСКО.
Есть просторный паркинг, вход в сам комплекс платный (что то вроде 6 евро с человека). Город состоит из двух частей - нижняя и верхняя (акрополь). В нижней амфитеатр, бывший порт, развалины христианского периода, из которых самое значительное - остатки баптистерия. Наверху - бывшая крепость и современный небольшой музей.
Это, конечно, не развалины Помпеи или Эфеса, обойти весь комплекс не спеша можно за час, однако, местами довольно интересно.
18. Башня и колонна неподалеку от входа:


19. Бутринт, нижняя часть города:


20.


21.


22. Амфитеатр:


23. Бывшая баня:


24. Баптистерий с мозаикой на полу:


25. Вид из акрополя на нижний город:


Здесь видно тот проливчик, который пришлось бы пересекать на пароме, если бы из Греции мы поехали нижней дорогой.
26. Крепость на том берегу:


27. Скульптура во внутреннем дворике музея


Осмотр окончен, дальше едем в Ксамиль. Это даже не город, а совокупность пляжей и современных построек, в основном отели и апартаменты. Место везде описывается, как «шикарные песчаные пляжи с кристально чистой голубой водой». Что ж, посмотрим, у нас с собой все пляжные атрибуты, хотим искупаться и поваляться немного на пляже.
Первый негатив - запарковаться просто нереально. Покружив безрезультатно по переполненным улочкам у моря, вернулся ближе к трассе, где удалось приткнуться возле свежепостроенной мечети. Издалека видны пляжи, они переполнены. Оставили все пляжные вещи в машине, пошли просто прогуляться и посмотреть на знаменитые пляжи Ксамиля.
28. Мечеть в Ксамиле (одна из двух, что мы видели в Албании за 18 дней):


29. Пляжи Ксамиля:


30.


31.


Песок здесь насыпной, пляжи, возможно, хороши, но заполнены под завязку. Посмотрели с тоской на море, кишащее купальщиками, подышали выхлопом бесчисленных лодок и аквабайков, достаточно, пора валить.
Да, еще одна интересность. В Ксамиле много домов построены незаконно. В последнее время с подобной застройкой начали активно бороться, вплоть до того, что заваливают незаконно построенные дома.
32. Возможно, это один из таких:


Но искупаться где-то все-таки нужно. Неподалеку от Ксамиля издалека видно безлюдное место с подъездной дорогой, скалистый пологий берег, миниатюрные бухточки, прозрачная голубая вода, чуть поодаль - сосны.
Подъехали, мы не одни такие любители скальных уединенных берегов, машин мало, но есть.
Расположились, втиснув зонт в щель меж камнями, искупались. Еще одно открытие - вода холоднее, чем на Халкидиках градуса на два. Забегая вперед - это на всем побережье. Если просто приехать сюда и ничего не сравнивать, то вода покажется нормальной, но после Греции разница заметна.
После купания едем назад в Саранду. Близок вечер, но еще светло и солнечно. По пути время от времени тормозим, то перекусить, то отвлечься на виды.
33. Остров Корфу


34. Вид на Ксамиль:


Ближе к Саранде на горе есть монастырь св. Георгия, как не подняться? Жену оставил внизу, сам полез вверх наперегонки с пасущимися тут козами.
35. Монастырь Shën Gjergjit (св. Георгия):


Женский он или мужской? Поглядев вокруг, обнаружил волейбольную площадку, представить монахинь в их одеждах, играющих в волейбол, оказалось трудно. Значит, монастырь мужской. Хотя мужики в рясах... тоже не очень разыграешься, но все же.
36. Вид от монастыря на Саранду, внизу - т.н. монастырский пляж:


37. В горах позади лимана виден очаг пожара, горит трава и кустарник:


Решил проехать на северный край Саранды, посмотреть, что там. Неподалеку от нашего апарта есть небольшой залив, в нем порт, стоит пара судов. Подъехали ближе - там все огорожено и повсюду знаки, что снимать запрещено, что-то военное. Хоть вокруг никого и не видно, снимать таки не стал. Проехал еще дальше, дорога перешла в грунтовку, становясь все хуже и хуже. Проехали кладбище, возле него стоит отель с симпатичным пляжем:
38. Отель у кладбища:


39. Пляж этого отеля:


Проехал еще дальше, вокруг какие-то унылые постройки, пыльно, к морю подъезда нет. Вернулись к себе.
Вечером решили не идти ужинать на набережную, а посетить ресторан неподалеку от нас, в нем много посетителей, выглядит все хорошо. Увы, и здесь не обошлось без разочарований. Половины блюд из меню в реальности не оказалось, я взял дораду, запеченную на гриле, жена рыбный суп и что-то еще мелкое. Дорада моя была превосходна, а вот ее суп представлял собой просто воду с невыразительным запахом (я пошутил - при приготовлении этой ухи ни одна рыба не пострадала), есть ее жена не стала. Официант поинтересовался позже, что-то не так? Жена пояснила, мол, конечно не так, это ж просто вода. Официант задумчиво погрузил туда ложку, поводил ею, после чего унес. Справедливости ради, в счет этот суп не включили.
Что ж, Саранда изучена, как и местность вокруг нее. Можно ехать дальше.
С утра выезжаем в Химару. Забронировали там апарт с хорошими отзывами, посмотрим на Албанскую Ривьеру.
Конец 1-й части.
Вторая часть

Как и в прошлый раз. Бронируется конкретная машина , а не класс авто.

В Будве и Тивате выбор больше, доставка бесплатная. В Подгорицу у многих платная доставка. Подробно о сервисе .

Арендовали Skoda Fabia 2018г, АКП, 1л на 8 дней (6 гоняли по Албании и 2 по ЧГ). Волнительно брать малолитражку для езды по горам, но здесь важен не объем двигателя, а мощность .

Машина идеальна для двоих. На фотках кроха, но водителю 1,9м+ удобно. По трассе и в горах идет бодро.

На одном баке (50 л) проехала 1000+ км . Доставка в аэропорт бесплатная, гринкарта входила в стоимость.

20% онлайн, остаток и депозит наличкой или картой при встрече с представителем рентакара.

По аренде авто в Черногории:

Национальные права (рос, бел, укр) подходят для Албании и Черногории, международные никто не спрашивал.

▫ Разница между страховкой КАСКО и ОСАГО . КАСКО — водитель платит за повреждения машины, даже если не виноват (вычитают из депозита). ОСАГО — водитель платит только если виноват. СуперКАСКО — любые повреждения покрывает страховка. У нашей Шкоды по умолчанию КАСКО, доп.страховка стоила 10€/день (отказались).

Гринкарта нужна для выезда машины за пределы Черногории (в Албанию, Хорватию и любую другую страну).

При бронировании авто открываем «все фильтры» и ставим галочку в графе «Гринкарта». Cмотрим только те машины, у которых она есть.

Гринкарта может быть бесплатной или стоить 6-12€, иногда 30€, в описании машины стоимость указана. При получении авто проверяем срок действия гринкарты — должен покрывать период поездки.

▫ При получении машины отметить на картинке в договоре повреждения, снять машину на видео .

▫ В договоре предусмотреть, что машина может выезжать за пределы Черногории , печать рядом с этой фразой. Выглядит так:

Не проще ли сразу прилететь в Тирану и арендовать авто там? Нет по ряду причин:

▫ в Черногорию дешевле лететь (Wizzair из Варшавы, «Победа» из Москвы)

▫ в Черногории в аренду сдаются новые машины по адекватной цене (особенно с октября по май) без залога или с депозитом 50-100 евро. В Албании автопарк постарше, выше цены и размер депозита.

▫ В Черногории предельно просто арендовать машину. Все четко и понятно, нет скрытых платежей, дорогих обязательных страховок и т.д.При возврате машин, которые бронили через myrentacar , к нам ни разу не докалупливались

Бензин

В Черногории : 95 бенз 1.36-1.4€ , дизель 1.35€
В Албании : 95 бенз и дизель 1.46€ (183 leke)

В Черногории принимают карты, бензин ок на любой заправке, дизель не везде супер.

Топливо в Албании не всегда норм, поэтому заправляем полный бак в Черногории.

В Албании выбирать сетевые заправки типа Kastrati (жёлтый козел). Часто просят наличку (евро или местные леки).

Граница Черногории и Албании

Основные переходы :

✓ Muriqan-Sukobin (42.01688, 19.37225) — очереди 1-3 часа, особенно летом и в выходные. Приезжать рано утром.

✓ Hani i Hotit — Bozhaj (42.33062, 19.42055) — ближайший к Подгорице, граница не загружена даже летом. В октябре днем прошли за 15 минут.

Албанские штампы сейчас не ставят, они нам не нужны. Проверяйте, чтобы черногорцы поставили штамп о выезде из Черногории и на обратном пути штамп о въезде в ЧГ .

*В Черногории туристы платят налог 1 евро за каждый день пребывания. Если не поставят штампы, потом возможны вопросы по уплате тур. сбора в ЧГ за дни, проведенные в Албании.

Дороги Албании

Дороги (все бесплатные ) оказались даже лучше черногорских — как минимум шире. Везде асфальт.

В горах серпантины. В деревнях ямки, но при желании вся страна проезжается по трассам. Из-за гор средняя скорость 50 км/ч, поэтому 200 км по Албании — не два часа, а минимум четыре.

Светофоры только в Тиране, в провинции кольца. Из непривычного: велосипедисты и люди на телегах. В столице пробки и албанцы, прыгающие под колеса.

Дорожная полиция есть, штрафует лихачей. Мы соблюдали правила, поэтому с ДПС не знакомились.

Снимали жилье с парковкой и ставили машину на территории. Много бесплатных парковок.

Интернет

Wifi везде в отелях, гэстах, кафе.

Мобильные операторы Албании: Vodafone, T-Mobile Albania, ALBtelecom . У первых двух зона покрытия шире. Тарифы меняются.

Симки продаются в аэропорту Тираны и в любом офисе (есть в каждом городе).

Моя албанская симка Vodafone стоила 500 leke (4€) : 1 Гб интернета, 100 смс.

Покупала в Круе (город, где ночевали первую ночь). Активировал консультант, инет появился через 10 минут после покупки.

Маршрут по Албании, карта

В maps.me (работает без интернета) скачала карты Черногории и Албании, заранее проставила метки нужных мест. Этого хватило.

Приложение в Албании строит маршрут через центр городов. Ехать по знакам , даже если навигатор утверждает иное.

1 День, 9 октября

200 км, 4ч за рулём : Подгорица→ граница Bozhaj→ смотровая Rrapsh Serpentine→ мост в Месе→ крепость Розафа в Шкодере→ Круя (1 ночь)

8.50 Прилет в аэропорт Подгорицы, контроль за 20 минут.

9.30-10.30 Встретились с парнем из рентакара, проверили авто. Подписали доки, оплатили парковку в аэропорту 0.6€, заправили 47 литров на 64.5€

11.00 Граница Hani i Hotit — Bozhaj . Очередь из 3-х машин, 15 минут. Поставили выездные штампы ЧГ, албанцы отсканили паспорта. Координаты: 42.332461, 19.420479

Формальности закончились. Путешествие началось.

Rrapsh Serpentine

GPS: 42.415926, 19.503609

11.40 Новый асфальт сразу после границы звал на смотровую Rrapsh Serpentine глянуть петляющую дорогу.

По фоткам похоже на румынский Трансфагараш. Вид на бескрайний горный массив, стаи птиц над головой. Вокруг ни души.

Мост в Месе


GPS: 42.114501, 19.575118

12.40-13.00 Мост в Месе — древнейший османский мост (1780г), доживший до сего дня. Длина 108 метров.

Под мостом ожидалась бирюзовая река Кир и свалки. Река пересохла, мусор убрали. Были лишь два чернокудрых парня с дроном и албанец с осликом.

Шкодер

Дорога в Шкодер из Меса по деревням

13.40. Шкодер (Skodёr) оказался плоским и жарким. Еще неприлично дешевым, но сее качество мы познали на обратном пути. А пока небо в дымке, горы скрыты. Едем транзитом. Планировалось:

Крепость Розафа (Rozafa Castle), вход 200 leke (1.6€) . Крепости 2400 лет, холм на выезде из Шкодера. GPS: 42.046970, 19.493279

Свинцовая мечеть на реке, бесплатно, 42.047038, 19.499336

Круя



15.40 Krujё 41.508560, 19.795429

2 День, 10 октября

210 км, 5ч за рулем : Круя→ Дуррес→ Лагуна Караваста→ Влёра→ Орикум (1 ночь)

Лагуна Караваста


GPS: 40.927873, 19.499685

Полдня предстояло пилить по трассе. Скука! Сделали крюк к лагуне Караваста. Нацпарк Divjaka Karavasta шикарный. Воздух хочется съесть.

Лес, смотровая вышка (200 leke), пеликан Джонни. Озера, море, безлюдный пляж, 3 кафе, двухметровая саранча.

В октябре к лагуне слетаются стаи розовых фламинго (не нашли их).

Влёра



40.450234, 19.489930

Влёра — курорт с облагороженной набережной. Городской пляж на троечку, зато есть, где гулять.

После Влёры в сторону Орикума идут маленькие милые бухты с бирюзовой водой. Здесь Адриатическое море соединяется с Ионическим, пейзаж резко меняется.

Орикум


3 День, 11 октября

131 км, 4ч: Орикум→ нацпарк Ллогара→ Албанская Ривьера→ Саранда→ Ксамил

Нацпарк и перевал Ллогара


Дорога через нацпарк Логара

Нацпарк Ллогара — целебный воздух, лес, горы, хайки. Отели, кемпинги, кафе. Восхитительное место. Оживаешь, забываешь об усталости.

Поставили машину в карман (40.197634, 19.592316), сходили на гору (смотровая, старый бункер).

Рядом: Llogara pass (перевал 1027м), 40.192593, 19.612677, Здоровый бункер 40.184785, 19.592696, обзорки.

Албанская Ривьера


Большой бункер

Албанская ривьера — побережье между перевалом Ллогара и Сарандой (курорт), юго-запад Албании. Дорога вдоль ривьеры входит в топ эпических трасс Европы. Горный серпантин, море далеко внизу.

По плану спуск к пляжам, осмотр деревень:

Dhërmi (40.142102, 19.639516), Jalë (40.119545, 19.701673), Livadhi (40.107517, 19.728431), Gjipe (40.142102, 19.639516), Borsh (40.047229, 19.848153)

В итоге останавливались только на смотровых. И так 130 км ехали 5 часов. Если плавать в каждой бухте, недели не хватит.

Саранда

Саранда (Sarandë) — главный курорт на юге Албании, сюда приплывает паром с Корфу (Греция). Красивая набережная, но мы едем дальше.

4 День, 12 октября. Ксамил


Ksamil (юг Албании), 39.773005, 19.997244

5 День, 13 октября

232 км, 5ч : Ксамил→ Голубой глаз→ Гирокастра→ Берат, 1 ночь

Утомительный день. Частично по трассе, но центр Албании после ривьеры буэээ. Пыльно и голо. Горы, потом поля. Цыгане дыни с них воруют, продают у обочины.

Вернулись люди на великах и телеги, запряженные ослами. К дорогам претензий нет. Участок раздолбайства между Фиери и Бератом, но через 20 км закончился.

Голубой глаз


39.927726, 20.192280

Въезд 200 leke или 2€

Blue eye, он же источник Syri i Kaltër. Думала, такие кислотные цвета создаются в фотошопе, но нет, природа рисует лучше.

Это карстровые источники, вода бьет из-под земли под давлением. Купаться нельзя.

К «глазу» ехать по грунтовке 2 км, cделали круг от трассы на 40 минут.

Гирокастра


Замок: 40.073751, 20.140404

Гирокастра (Gjirokaster) — «город тысячи шагов», в списке ЮНЕСКО.

Смотреть замок на холме (200 leke), музей, мечети, дома башенного типа 17-19вв постройки. Нам хватило 2-х часов.

Берат


6 День, 14 октября

300 км, 8ч в машине : Берат→ Тирана→ рестор Mrizi i Zanave→ граница Muriqan-Sukobin→ Петровац (ЧГ)

▫ Тирана — попали случайно, 2 часа выбирались по пробкам. Столицу не смотрели (не было времени и желания).

▫ 13.00 Mrizi i Zanave , 41.899401, 19.673045 — лучший ресторан Албании. Нужно заранее бронировать. Мы приехали без брони в воскресенье, столики заняты на ближайшие сутки. Погуляли по ферме.

▫ Купили оливки, орехи, сладости в супермаркете Шкодера (Big Market , 42.057666, 19.501236), обед в кафе, 4 блюда за 7€

16.00 Граница AЛ-ЧГ Muriqan-Sukobin , 42.017327, 19.372380
1ч30 минут стояли в очереди, перед нами 50 машин. Здесь единый пункт контроля. Даешь паспорт албанскому пограничнику и получаешь обратно в окошке у черногорского. Проверяем штамп о въезде в ЧГ .

▫ 18.40 прибыли в черногорский Петровац.


Кольца в Тиране — отстой

Про наш маршрут

Когда у тебя (как у меня), простывшего и замерзшего, всего 6 дней, приходится выбирать.

В душе идет борьба: Албанские Альпы (озеро Коман, Вальбона) или райский пляж (вот незадача!) — он на другом конце страны.

Приоритетом стали пляжи и албанская ривьера, поэтому маршрут таков. Непростой, много переездов, но нам понравилось.

Еда вкусна, природа мила, цены адекватны. Люди рады и ждут, стараются.

Если выделять мой ТОП в Албании, то вот:

▫ ужин на закате в Круе
▫ поход на смотровую в нацпарке Ллогара
▫ пляжи Ксамил
▫ Голубой глаз
▫ крепость в Берате ночью с фонариком


🇦🇱 Ответы на FAQ про отдых в Албании

Деньги Албании

Валюта Албании – албанский лек, Leke (ALL)

Курс в обменниках: 1$ = 110 lek, 1€ = 123 lek , 1 рубль = 1.7 лек


▫ В отелях, кафе, на заправках евро берут охотно и радостно. Только в леках дешевле. Например, вход в крепость 200 lek или 2€.

Банкоматов хватает. Я пыталась снимать, видела комиссию 400-700 lek (3-6€) и шла менять наличку.

Если знаете банкоматы, которые не берут комиссию, поделитесь, пожалуйста.

Картой можно платить в супермаркетах, хороших отелях.

Наличка нужна в любом случае. На заправках, в гостевых домах, апартаментах, кафе карты могут не принять.

🏠 Жилье в Албании

Цены на отели: в среднем 18-30€ за номер на двоих. Есть дороже/дешевле, смотря что нужно.

Если сумма в 20-25 евро за ночь не отпугивает – бронируйте на букинге.

На форумах встречаются рассказы про жилье на месте за 5-10 евро. Актуально, когда много cвободного времени, совсем нет денег и все равно, в каких условиях ночевать.

Приличную современную комнату или апартамент с завтраком проще найти онлайн по отзывам и фото.

🍲 Цены на еду в кафе Албании


Морепродукты на побережье Албании
Ужин в Круе, 10 на двоих

суп или салат 2-3€
горячее блюдо с гарниром 5-7€
рыба или морепродукты 7-10€

Разбежка в ценах на еду большая. На побережье цены выше, на севере у границы с Черногорией можно за 3€ съесть в кафе бургер, салат и картошку.

Пьют эспрессо, капучино, frappe, чай мали (горный).

Средний чек за обед на двоих у нас получался 10-16€ за 2 блюда и чай/кофе. Если заказывали морепродукты и вино, то 25-35€ за ужин.

Пример меню в кафе Берата (делите на 100, чтобы получить ≈ в евро)

🇦🇱 Когда лучше ехать в Албанию?

Пляжный отдых на море: июнь-начало октября .

В середине октября еще можно плавать на юге у границы с Грецией (море +23С), но пляжный сезон уже закончен. Людей мало, шезлонги убраны, кафе на пляже могут не работать.

Чтобы избежать толп, лететь в июне или конце сентября.

Путешествие по стране, осмотр городов: апрель-май, сентябрь-ноябрь .

Летом в Албании жарко.

Гулять среди раскаленного бетона в это время некомфортно. Даже в октябре было +25+30C.


Осенью идеально!

🇦🇱 Виза в Албанию

Ежегодно подписывают межправительственное соглашение о безвизовом въезде для россиян и белорусов .

В 2019 году безвиз действует с 1 апреля по 31 октября , можно провести в Албании до 90 дней в течение этого периода.

С 1 ноября по 31 марта белорусам и россиянам нужна албанская виза. Можно без визы до 90 дней, если есть действующий мультишенген , виза США или Великобритании, и был совершен въезд по ней в страну назначения хотя бы один раз.

Например, у вас польский мульт на год. Один раз съездили в Польшу. Теперь добро пожаловать в Албанию!

Гражданам Украины , Казахстана, Армении не нужна виза круглый год. Можно провести в стране 90 дней в полугодии (туризм).

Инфа с оф.сайта на албанском: kryeministria.al

🇦🇱 Язык

Говорят на албанском, английский знают не все.

Жесты, онлайн-переводчик и игры в «крокодила» помогают.

🇦🇱 Люди

Главная ценность страны – природа и люди. Но не те, что подходят в Тиране и просят позолотить ручку.

Люди – это, например, мужчина лет 50. Обязательно в костюме. Он мягко спрашивает, откуда приехали, и цитирует поэму Лермонтова.

Нет, ничего не втюхивает. Поболтал 5 минут и ушел дальше воспитывать своего пеликана.

«They want nothing. They are just nice» (Они ничего не хотят, они просто хорошие).

Cлова знакомой израильтянки. Если после двух месяцев в стране говорят о ее людях такое, — это добрый знак.

Отзыв об Албании

❤️ Плюсы

Познав все оттенки кавказского гостеприимства, ищешь нечто подобное в других странах.

Албания как раз такая: радушная, душевная, доступная.

Массовым туризмом пока не избалованная. Самое время ехать!

В Албании ты желанный гость. Люди заводят разговор на улице, но ничего не продают, не пытаются свозить на экскурсию.

Им правда интересно поболтать с иностранцем.

Плюс Албании в том, что здесь уже есть готовая инфраструктура. Кемпинги, кафе, отели и гостевые дома на каждом углу.

Бесплатные национальные парки. Входы к достопримечательностям за 1.6 евро.

Еда на деревьях висит и сама в руки падает!

Стереотипы , о которых я читала при подготовке: много мусора, воровство, плохие дороги, беженцы; мусульманская страна, нужна закрытая одежда.

Может, когда-то это было правдой, но сейчас Албания стремится занять свое место на туристической арене и меняется в лучшую сторону.

Рядиться в балахон и прятать лицо не нужно. Вот так одеваются девушки в Тиране:


Мусор встречается, но его не больше, чем на пляжах Италии в сезон.

С воровством мы, к счастью, не сталкивались.

Беженцев не видели. Наверное, если специально искать, то найдешь. В нацпарках, на пляжах, в провинции никаких попрошаек и подозрительных личностей.

Дороги в отличном состоянии, везде асфальт. Водят албанцы адекватно (Тираны это не касается).



😈 Минусы

Есть ли в Албании минусы? Наверное, как и везде.

Например, общественный транспорт. Он есть, но маршрутки ездят не по расписанию, нет единого вокзала в Тиране.

Но, если едешь на короткий срок без завышенных запросов и ожиданий, еще и на арендованной машине, то минусов никаких.

Албания сегодня – это вкусная еда, добрые люди, прекрасная природа, низкие для Европы цены. Море и горы. Новые впечатления.



Популярны однодневные групповые экскурсии из Черногории в Албанию. Cтартуют из Будвы в 6 утра, возврат после 19.00.

Представьте: 13 часов с группой 50 человек, 350 км по серпантинам, два раза пересекать границу.

Смотрят Шкодер и Тирану. Для галочки ок, но ужасно утомительно. Поэтому и отзывы в духе «да, нормально» или «фу».

Здесь не гид виноват и не страна. Города на севере — не та Албания, от которой будешь без ума.

В идеале брать машину и ехать из Черногории в Албанию хотя бы на два дня, а лучше — на одну-две недели.

Если и ехать в Албанию с экскурсией из Черногории одним днем, то лучше с индивидуальным гидом. Примеры экскурсий:

Добросердечных вам албанцев!

Мила Деменкова

26 октября 2016 г. 15:21 Саранда, Бутринти — Албания Июль 2016

1

1. Что знает об Албании рядовой российский гражданин? Я составил представление об этом, когда делился планами посещения Албании со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах — С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании меня только начали посещать, похожее восприятие было присуще и мне. Когда-то, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю. Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение.

В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье. Береговая линия страны — одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании? Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию! И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте — в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь, а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики), нас двое — муж и жена. Время поездки — вторая половина июля. Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды. Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.

Сразу же обнаружили первый сюрприз — навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед — это и хорошо, т. к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени. Из этого первого сюрприза вытекало следствие — мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз — многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе — на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет. Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.

Саранда (фото 1) — это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.

2. Городской пляж



Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.


Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный — 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего ~5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ). Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты — растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т. к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.

5. Вид с южной части города на северную


Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами. Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары — алкоголь, бытовая химия и т. п. Самый распространенный албанский сыр — кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду. А вот купить обычный черный чай — проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать. Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна. Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, сделал вывод — все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев — какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его. А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть. Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.

Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз — в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно — всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно. Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы — очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20-25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые. Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды. Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет. Обычный город у моря.

Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль. Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению — Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter. Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком. Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид — метра 3-4.

6. Голубой глаз:

2


Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.

7. Прыжки в Голубой глаз:




Речечка, берущая начало от источника, вскоре сливается с другой, дальше они вместе образуют небольшое озеро, после чего превращаются в реку со славянским названием Бистрица.

1


1


1


13. В паре сотен метров от источника, над спокойным участком реки, устроено кафе в виде павильонов на сваях над водой.


14. Местная флора:


15. И фауна:

1


Заказали свежевыжатый апельсиновый сок, посидели немного среди журчания воды и стрекота цикад, да пошли к машине, на очереди Бутринт.

16. Дорога в сторону моря лежит как раз вдоль реки Бистрица и сквозь одноименное село, оно тоже на снимке:


17. На горе вдали виден христианский монастырь (фото с сильным зумом) :


В отличие от Голубого глаза, о Бутринте до этого года я не слышал. Это античные развалины, с амфитеатром и акрополем, город когда-то был основан древними греками, потом стал римским, упоминался у Вергилия, с основанием колонии связано имя Юлия Цезаря. Находится южнее Саранды и Ксамиля, в непосредственной близости от греческой границы. Комплекс находится под защитой ЮНЕСКО. Есть просторный паркинг, вход в сам комплекс платный (что то вроде 6 евро с человека). Город состоит из двух частей — нижняя и верхняя (акрополь). В нижней амфитеатр, бывший порт, развалины христианского периода, из которых самое значительное — остатки баптистерия. Наверху — бывшая крепость и современный небольшой музей. Это, конечно, не развалины Помпеи или Эфеса, обойти весь комплекс не спеша можно за час, однако, местами довольно интересно.

18. Башня и колонна неподалеку от входа:


19. Бутринт, нижняя часть города:




22. Амфитеатр:


23. Бывшая баня:


24. Баптистерий с мозаикой на полу:


25. Вид из акрополя на нижний город:



27. Скульптура во внутреннем дворике музея


Осмотр окончен, дальше едем в Ксамиль. Это даже не город, а совокупность пляжей и современных построек, в основном отели и апартаменты. Место везде описывается, как «шикарные песчаные пляжи с кристально чистой голубой водой». Что ж, посмотрим, у нас с собой все пляжные атрибуты, хотим искупаться и поваляться немного на пляже. Первый негатив — запарковаться просто нереально. Покружив безрезультатно по переполненным улочкам у моря, вернулся ближе к трассе, где удалось приткнуться возле свежепостроенной мечети. Издалека видны пляжи, они переполнены. Оставили все пляжные вещи в машине, пошли просто прогуляться и посмотреть на знаменитые пляжи Ксамиля.

28. Мечеть в Ксамиле (одна из немногих, что мы видели в Албании за 18 дней):


29. Пляжи Ксамиля:

1