Центральная площадь тбилиси. Площадь свободы

Площадь Свободы — одно из главных и старейших мест в Тбилиси. Находится она в самом сердце города и представляет собой площадку с организованным круговым движением. К ней ведут проспект Руставели — транспортная «артерия» столицы, улицы Пушкина, Георгия Леонидзе, Галактиона Табидзе, Коте Абхази и Шалвы Дадиани.

В ее центре установлена колонна с пятиметровой позолоченной статуей Георгия Победоносца работы Зураба Церетели. Вокруг площади расположены административные здания, филиалы крупных банков, торговые центры, гостиница популярной сети Мариот, кафе, а также туристическое информационное бюро, где можно бесплатно получить консультацию и карту города. В шаговой доступности раскиданы самые интересные и популярные достопримечательности Тбилиси.

История

Площадь Свободы существует уже давно, но под разными названиями и занимаемой территорией. Когда-то на этом месте было лишь пустое пространство перед Коджорскими воротами и овраг. Позднее ров засыпали, разровняли, и получилось нечто похожее на большую ровную площадку. В Средние века она называлась Караван-Сарай, что переводится как «Гостиничная площадь». C 1827 года и до революции носила название «Площадь Эриванского», в советское время ее переименовали в честь Берии, а позднее — Ленина.

Свое нынешнее имя площадь получила лишь в 2006 году. Здесь часто собирались для проведения массовых мероприятий, в том числе в период революции роз и борьбы за независимость Грузии. На празднованиях в честь 60-летия победы в Великой Отечественной Войне на площадь пришло около 100 тысяч человек, перед которыми выступили Д. Буш и М. Саакашвили.

Достопримечательности

Площадь Свободы расположена в центральной исторической части города. Поэтому экскурсию по Тбилиси стоит начинать отсюда, тем более, что именно тут работает туристический информационный центр. В пешей доступности находится набережная реки Куры, мост Мира, парк Рике, Кафедральный Собор Сиони и Национальный музей Грузии.

Мост Мира

В 10 минутах ходьбы от площади Свободы в восточном направлении пролегает пешеходный мост через реку Кура — мост Мира . Построенный в 2010 году, он уже успел стать современной визитной карточкой Тбилиси. Он представляет собой 4 стальные опоры и стеклянную крышу необычной формы. Интересной особенностью архитектурного сооружения считается его иллюминация в темное время суток. Тысячи лампочек мигают попеременно, передавая послание, закодированное азбукой Морзе.

Парк Рике

Кафедральный собор Сиони

В девятистах метрах в юго-восточном направлении от площади Свободы на берегу реки возвышается Кафедральный Собор Сиони или Собор Успения Богородицы. Он считается образцом средневековой архитектуры. Первая церковь на этом месте была построена примерно в шестом веке, однако много раз уничтожалась и восстанавливалась. На сегодняшний вид собора повлияли многочисленные реставрации. Собор интересен туристам тем, что именно здесь хранится крест Святой Нино, которая принесла христианство в страну.

Национальный музей Грузии

Всего в трех минутах ходьбы от площади к югу по проспекту Руставели располагается Национальный музей Грузии . В нем хранятся тысячи грузинских археологических и этнографических экспонатов. Работает музей со вторника по воскресенье с 10:00 утра до 18:00 вечера.

Как добраться

Площадь Свободы находится в центральной части Тбилиси и является своеобразным транспортным узлом для общественного транспорта. Поэтому до нее несложно добраться на метро, автобусах, автомобиле или такси.

Метро рядом с площадью Свободы

Из-за сильного трафика на дорогах, быстрее всего передвигаться по городу на метро. Ближайшая к площади станция — Liberty Square на красной ветке линии Akhmeteli — Varketili. Расстояние от нее всего 170 метров. Выйдя из метро, нужно двигаться в южном направлении по проспекту Руставели, который упирается в площадь.

Автобусы

В шаговой доступности от площади находятся автобусные остановки — Pushkin Square с северной стороны и Dadiani — с южной. К пункту Pushkin Square подходят маршруты: № 6, 14, 20, 31, 33, 37, 42, 46, 52, 58, 61, 80, 87, 88, 137, 140, 150. У пункта Dadiani останавливаются маршруты: № 4, 10, 83, 90, 106, 112, 124. Расстояние от них до площади примерно одинаковое — около 100 метров. Расписание и маршруты автобусов можно уточнить на сайте транспортной компании Тбилиси.

Автомобиль

Многие туристы арендуют в Тбилиси автомобили и путешествуют по всей стране. Расстояние от центрального автовокзала Ортачала порядка 4 километров. Маршрут от него пролегает по улице Dimitri Gulia, а затем по Vakhtang Gorgasali в сторону центра.

Такси

Самый комфортный и недорогой способ передвижения по Тбилиси — городское такси. Средняя стоимость поездки по городу составит 6 лари и более. Для удобство можно воспользоваться мобильным приложением Яндекс.Такси.

Главная площадь города начала формироваться ещё в начале 19 века. Говорят, что тогда её называли Гостиничной. Новое название площадь получила в 1827 году в честь генерала Паскевича, который взял город-крепость Эриван во время русско-турецкой войны. За эту успешную операцию, среди других наград, ему был пожалован титул графа Эриванского. Жителям Тифлиса название площади - Паскевича-Эриванского, очевидно, показалось слишком длинным и площадь начали называть просто Эриванской.
Трапециевидная форма площади была заложена изначально и сохранилась по сей день. Первые каменные дома появились здесь в начале 19 века. Самыми значительными постройками были Духовная семинария, Штаб Кавказской армии и здание отделения полиции, в котором располагалась канцелярия старшего городского полицместера. В башне, возвышавшейся над зданием был установлен колокол, в который били в случае серьезного происшествия и лишь когда здесь разместилась городская управа, колокол убрали, а башню украсили, знакомые всем горожанам, часы. Реконструкция этого здания проводилась в несколько этапов и была завершена в 1886 году. Автором проекта реконструкции фасада был известный архитектор П.Штерн. Внутренние интерьеры сделаны по эскизам не менее известного архитектора А.Г.Озерова. Следуя законам градостроительства, в дальнейшем, ни одно здание на площади не было построено выше Городского Дома, как тогда его называли.
Несмотря на наличие нескольких новых европейских построек, до начала 50-х годов, площадь всё ещё напоминала пустырь с оврагами, через которые были перекинуты деревянные мостки. Ни мостовой, ни тротуаров тогда ещё не было. На площади торговали дровами и сеном, а по воскресеньям здесь открывался, так называемый мелочный базар, проще говоря, городской,блошиный рынок,. Базар был закрыт лишь в 1884 году и перенесен на Верийский спуск, где просуществовал многие годы.
Серьезным толчком к благоустройству Эриванской площади послужило строительство здания караван-сарая. История появления этого необычного сооружения весьма интересна и связана с именем Михаила Семеновича Воронцова. Известно, что он придавал огромное значение культурному сближению народов и всячески способствовал любым начинаниям в этой области. Он стал инициатором и учредителем первого в городе драматического театра, которому предоставил место в своем дворце. Театр открылся 20 сентября 1845 года.
Скоро стало понятно, что городу необходимо постоянно действующее театральное помещение. Построить его на казенные средства тогда не представлялось возможным и Воронцову необходимо было найти частное лицо, готовое вложить деньги в это новое для города начинание. Какую выгоду может принести театр, тогда ещё было не понятно, потому предполагалось, что помещение должно содержать в себе и коммерческую составляющую. Немного странное сочетание театра и торгового центра было продиктовано именно этой идеей. Нашелся и человек, готовый,рискнуть, - Габриэл Тамамшев, известный купец и благотворитель.
Торжественная закладка здания состоялась 15 апреля 1847 года.
Автор проекта, итальянский архитектор Дж.Скудиери использовал в своей работе мотивы базилики архитектора А.Палладио, построенной в г.Виченца. В проекте были предусмотрены и кирпичные мостики для экипажей, подъезжающих к театру.
Художественное оформление интерьеров осуществил художник князь Григорий Гагарин. Он избрал арабские мотивы в оформлении внутреннего убранства театра и они оказались весьма удачными. Для выполнения лепных работ были приглашены лучшие персидские мастера.
Театр занимал верхний этаж здания и был расчитан на 700 мест. Торговый центр располагался на нижнем и двух подвальных этажах, и включал 266 различных торговых помещений.
Строительством руководили архитекторы Дж.Скудиерри и Белой, инженер-полковник Сонин и представители городской администрации.
Торжественнеое открытие первого в истории Тифлиса театра состоялось 12 апреля 1851 года. В этот день был проведен и благотворительный карнавал, на котором были собраны деньги в пользу Тифлисского женского учебного заведения святой Нины.
Газета,Кавказ, писала: ,... на площади, которая за пять лет перед сим, каждую осень покрывалась почти непроходимою грязью, теперь прекрасное, колоссальное здание, с целым гостиным рядом, с замечательным по отделке театром и окруженное широкими каменными тротуарами,. Многочисленные отзывы о театре говорят о необыкновенном изяществе и богатстве интерьера. Одно из таких высказываний принадлежит Александру Дюма, посетившему Тифлис в 1858 году. ,Зал – это дворец волшебниц, без зазрения совести скажу, что зал тифлисского театра – один из самых прелестных залов, какие я когда-либо видел за мою жизнь,.
Несколько месяцев на сцене нового театра поочередно выступали русские и грузинские драматические труппы, но уже к концу года, заведующий репертуарной частью нового театра В.Сологуб, начал переговоры с итальянской оперной труппой, с тем, чтобы она выступила в Тифлисе. Самое активное участие в этом начинании принял лично М.С.Воронцов.
Наконец, контракт был заключен и 9 ноября 1851 г. на сцене Тифлисского театра впервые прозвучала опера Г.Доницетти,Лючия ли Ламмермур, . Жители Тифлиса получили возможность познакомиться и с другими произведениями оперного искусства в исполнении итальянских артистов - ,Любовный напиток,Севильский цирюльник,Норма, и др. Успех был огромный!
,Прибывшая в Тифлис Итальянская труппа нашла... здесь неожиданный и замечательный отголосок, она обнаружила в здешней публике не любовь к новизне, как многие полагали, а редкое чутье, инстинктивное понятие прекрасного..., - писал В.Сологуб после завершения гастролей итальянских артистов.
Словом, жители Тифлиса оказались созданными для театра. Увлечение горожан оказалось настолько сильным, что руководство театра решило сформировать свою оперную, а затем и небольшую балетную труппы. Однако, основной труппой долгие годы оставалась итальянская. 23 сезона театр радовал поклонников своими постановками, но случилась беда... 11 октября 1874 года, очевидно, на первом этаже здания, где располагались торговые ряды, возник пожар. Газета,Кавказ, писала тогда: ,Город постигло серьезное бедствие: в результате пожара значительно пострадало здание караван-сарая и полностью выгорело здание театра,.
Восстановить театр уже не представилось возможным. В 1879 году здание было реконструировано, но уже исключительно, как,Торговый пассаж,. Тем не менее свою роль в развитии города театр всё же успел сыграть, положив начало активной театральной жизни Тифлиса. Караван-сарай Тамамшева просуществовал до 1934 года и был разрушен во время очередной реконструкции площади.
Во второй половине 19 века благоустройство тифлисских улиц и площадей, только начало переходить на качественно новый уровень. В первую очередь эти изменения коснулись Эриванской площади и Головинского проспекта. Строились тротуары, вдоль которых высаживались деревья, в 1870 году была перекрыта Сололакская канава пересекавшая Эриванскую площадь. Ещё через несколько лет появилась булыжная мостовая и площадь начала освещаться фонарями. Свое развитие получила и закладка городских скверов, которые уже имели планировку и первые небольшие, изящные городские фонтаны.
В путеводителе по Тифлису 1913 года писали: ,На Эриванской площади около караван-сарая Тамамшева раскинулся небольшой сквер, в котором поставлен бюст Пушкина. Сквер хотя и устроен недавно, но хорошо разросся. В нем можно получить минеральные воды, кефир и молоко...,
,Новый сад, как его тогда называли, был заложен в 1885 году. Сегодня он известен, как Пушкинский сквер. Рядом с этим местом находился дом, в котором останавливался А.С. Пушкин, посетивший Тифлис в 1829 году. Отсюда и название сквера, и расположенной рядом улицы. Кстати, бюст А.С.Пушкину, установленный в Тифлисе, появился он по инициативе тифлисского полицеймейстера Л.А.Россинского, который предоставил в Городскую управу собранные им по подписке 2 тысячи 281 руб.05 коп. на сооружение памятника Пушкину. Предложение это было рассмотрено и утверждено Городской думой, постановлением от 30 апреля 1890 года. Проект памятника был поручен польскому художнику Феликсу Ходоровичу - свободному художнику, скульптору, выполнявшему многие общественные и частные заказы в Тифлисе. Проект был утвержден в Петербурге 14 марта 1891 года. По соглашению в Городской думой, памятник должен был быть готов к 19 октября 1891 г.
Отливка из бронзы была произведена на заводе К.Ф.Верфеля в Петербурге, пьедестал выполнен из алгетского красного и серого камня, работы мастерской Винченцо Пиладжи в Тифлисе. Ф.Ходорович планировал написать на пьедестале полное имя поэта и несколько строк из его стихотворения, но пьедестал оказался небольшим и всё это просто не поместилось. Пришлось написать очень лаконично -, А.С.Пушкин,.
Работы были выполнены в срок. Общая сумма, затраченная на сооружение памятника, составила 2.236 рублей.
25 мая 1892 года состоялось открытие памятника А.С.Пушкину. Были произнесены торжественные речи, отслужена краткая панихида по усопшему поэту и выступил объединенный оркестр мужских гимназий. В конце церемонии учащимся городских училищ раздали книги с сочинениями А.С.Пушкина.
Во время нескольких реконструкций Эриванской площади, памятник менял свое место в пределах сквера, пока не был установлен напротив нынешнего Государственного музея искусств Грузии, где и стоит по сей день.
Автор памятника А.С.Пушкину, скульптор Феликс Ходорович выполнил для города ещё один заказ – бюст Н.В.Гоголю, выполненный в том же реалистическом стиле и установленный в 1903 году в Александровском саду...

Площадь Свободы - географический центр столицы Грузии - города Тбилиси. В Средние века площадь носила название Караван-сарай или Гостиничная площадь. В 1827 г. русские войска под руководством генерала И. Паскевича захватили город-крепость Эреван. Среди других наград генералу И. Паскевичу пожаловали титул графа Эриванского. В результате этих событий тбилисскую площадь назвали именем Паскевича-Эриванского. В дальнейшем площади оставили краткое название - площадь Эриванского.

В начале второй половины ХIХ ст. современная городская площадь начала активно застраиваться: был засыпан овраг, место, на котором происходили ристалища и воскресный рынок, выровняли, был также намечен план прокладки будущих улиц. В 1851 г. закончилось строительство караван-сарая (Гостиничной площади) купца Тамамшева, ставшего одновременно и театром. С появлением этого театра городская площадь была переименована в Театральную. В 1918 г. ей присвоили другое название - площадь Свободы. Однако после прихода Советской Армии площадь снова переименовали, но уже в площадь Закфедерации. Площадь приобрела гораздо меньшие размеры, так как в её северной части размещался огромный караван-сарай. В 1940 г. местные власти приняли решение снести караван-сарай, площадь расширить и сделать ее центральной городской площадью. С присоединением Грузии к СССР площадь стала носить имя Берии, а несколько позже она была названа именем Ленина.

Несмотря на свои небольшие размеры, нынешняя площадь Свободы каждый раз становится местом сбора людных демонстраций и ареной политических баталий. Сегодня на центральной площади города Тбилиси находятся гостиница «Мариотт», органы местной администрации и центральное отделение Банка Грузии. В ноябре 2006 г. на площади состоялось открытие памятника Свободы, изображающего Святого Георгия, убивающего дракона. Монумент был создан Зурабом Церетели.

Площадь Свободы является идеальным местом для начала пешеходной прогулки по центральной части города.

Главная площадь города, от которой «лучами» расходятся 5 улиц и один проспект. Сейчас они называются, ул. Александра Пушкина, ул. Котэ Абхази, ул. Шалвы Дадиани, ул. Галактиона Табидзе, ул. Георгия Леонидзе и проспект Шота Руставели. От этой площади начинается отсчет нумерации всех существующих зданий города. Но, как площадь, она появилась в начале XIX века, а до этого на эту местность, пересеченную местами глубокими, а местами не очень, оврагами и канавами, выходили одни из главных ворот города, через которые караваны и прочие путники шли дальше на север, по нын. проспекту Шота Руставели или входили через них в город.

Эти ворота были там, где сейчас начинается ул. Котэ Абхази, больше известная по старому названию — ул. К. Леселидзе, а сейчас еще вспомнили более старые ее названия, Армянский базар и Шуабазари (Серединный базар). Так вот, через эти — Коджорские ворота проходили приезжающие и уезжающие. Но, так как, ворота на ночь обычно запирались, то не успевшим, нужно было где-то переночевать. И, по данным грузинского историка XIX века Платона Иоселиани, приблизительно там, где сейчас стоит здание музея изобразительных искусств Грузии им.Шалвы Амиранашвили, в XVI веке был караван-сарай царя Левана — «царский караван-сарай», так он назывался. Земля рядом с караван-сараем принадлежала князьям Цицишвили. Место для караван-сарая было очень удобным, от него можно было пройти как к Коджорским воротам, так и к Дигомским и Водным, которые находились ниже, там, где сейчас выход с улицы Серебряной (Дигомские ворота), а через реконструированный проход, изображающий ворота (Водные), можно пройти к ул. Г. Шавтели. Но для того чтобы войти в те или другие ворота, нужно было преодолеть, можно сказать, водную преграду. Потому что вдоль крепостной стены, по самому глубокому оврагу, протекала речка Аванаант-хеви (хеви — по-грузинский — овраг). Речка по этому оврагу текла с Сололакского хребта по нын. ул. Г.Леонидзе, через площадь и дальше вдоль нын ул. Александра Пушкина и Мухранской до реки Мтквари (Куры). Поэтому, через овраг с речкой, к воротам города были проложены мостки. В дождливые дни, вплоть до середины XIX века, пока, по указанию первого наместника на Кавказе князя Михаила Воронцова, овраг с речкой не «заковали» в коллектор, грязь на площади была, можно сказать, непроходимая. По другую сторону за этим оврагом были сады, царские и не только, например, князей Бебутовых. Ну и вся эта территория уже на карте царевича Вахушти Багратиони, которую он составил в 1735 г. называлась — Гаретубани (Внешний квартал). Т.е. вся местность, находящаяся за городской стеной так называлась тогда, да и сейчас этот топоним еще сохранился. Так же, она показана и на плане города составленном русским военным топографом Александром Пищевичем в 1785 г. Нынешние границы площади, имевшей трапециевидную форму, были определены так же русским военным топографом полковником Бановым в начале XIX века и сохранились до сих пор.

До получения своего первого официального названия, эта местность, с начала XIX века называлась по-разному. Например, Дровяная, так как здесь, по воскресеньям был полуофициальный базар, где, в том числе, торговали и дровами. Затем, Штабная, потому что здесь в середине 1820-х годов было построено первое, каменное здание. Это был штаб Кавказской армии. Здание в стиле позднего классицизма, возведено в 1824 – 1827 гг. и в несколько перестроенном виде сохранилось до сих пор.

Первое, официальное название площадь получила в 1828 г. и сразу — за победу. Площадь назвали в честь тогдашнего главноуправляющего военными и гражданскими делами в Грузии генерала Ивана Паскевича.
В 1827 году русские войска, наконец, отвоевали у турков и штурмом взяли столицу Эриванского ханства город-крепость Эривань, это событие стало кульминацией многочисленных попыток Российской империи по установлению контроля над Закавказьем. Главный герой — Иван Паскевич, и так не обделенный царской милостью, окончательно получил «безлимитное доверие» от Николая I . Имя И. Ф. Паскевича (1782 — 1856 г.), русского генерала, сослуживца Николая I и одного из его доверенных людей, в дореволюционном Тифлисе было увековечено не только в названии, площади но и улицы , которая сейчас носит имя Геронтия Кикодзе (1885 — 1960), грузинского писателя, литературного критика и переводчика. Сам Паскевич личность интересная и многогранная, скажем так. Участник войн с Наполеоном, сражался при Бородино, командовал дивизией при взятии Парижа. Руководил такими крупными военными операциями, как присоединение восточной Армении и взятие Тебриза (за что и был удостоен почетного титула графа Эриваньского) (1827 — 1829), подавление Ноябрьского восстания в Польше (за что получил титул светлейшего князя Варшавского и назначен наместником в царстве Польском (1832 — 1856). В 1849 г. разгромил революцию в Венгрии. После подписания Адрианопольского мира (1829) получил фельдмаршальский жезл. В общем, революции и революционеров, он явно не любил. Но и тифлиссцы его не особо любили, хотя и недолго он пробыл тут. Поэтому, в разговорной речи и уже позднее, как топоним, название площади сократилось до Эриваньской, стерев из памяти города имя этого военачальника.
В 1918 году «оковы пали» и Грузия провозгласила себя независимым государством, поэтому площадь, носящая имя душителя свободы была срочно переименована. Естественно, в — Свободы. Кстати, тут же расскажу, что власти Демократической республики в топонимике города мало что успели изменить. Кроме площади они, отдавая дань уважения «учителю и соратнику», переименовали Михайловский проспект в ул. Георгия Плеханова, да так удачно, что даже большевики не стали ничего менять. Так же как и проспект Шота Руставели. Хотя, в переименовании Головинского проспекта в проспект великого грузинского поэта, заслуги меньшевиков мало. Дело в том, что это был, говоря сегодняшним языком, «флеш-моб» «голубороговцем» и тифлисской молодежи, которые в один прекрасный день, гуляя по проспекту, останавливали прохожих и радостно приветствуя, говорили: «Поздравляем, слышали? Проспект переименовали и теперь он носить имя Шота Руставели!» Ну, а так как новости в Тбилиси и сейчас сами расходится быстрее всяких СМИ, то городским властям, чтобы не ударить лицом в грязь, пришлось срочно, задним числом, переименовать проспект. И опять, же большевики не стали ничего менять, хотя историю с «флеш-мобом» долгое время умалчивали.

1930-е годы

1940-е годы

Но площадь, пришедшие к власти в 1921 году большевики, все же переименовали в площадь ЗакФедерации. Кто, уже не помнит, а кто уже и не знает — это Закавказская советская федеративная социалистическая республика. Правда, просуществовала она недолго, что не удивительно, а площадь, кстати, еще долго, даже в официальных документах, продолжали называть — Свободы. Но, потом наступили совсем несвободные времена и в 1938 году площадь назвали именем Лаврентия Берия. За большие заслуги и от большой любви, так сказать. Хотя, об этом после 1953 года особо не вспоминали, а потом и просто, крепко забыли.
Ну и в конце-концов, в 1953 году, видимо, от греха подальше, площадь назвали — пл. Ленина. Уж он-то не подведет, подумали грузинские коммунисты. И до падения, вернее, снесения с пьедестала, в 1990 г. Ленин стоял и указывал нам путь.
В 1990 году площадь опять стала Свободной.

На площади много всего интересного происходило за истекший исторический период. Но, в связи с Берия и Лениным, вспомнилось.
Например, т.н. «тифлисская экспроприация» — (ограбления кареты казначейства Тифлисского отделения Государственного банка 13 июня 1907 г. в Тифлисе). При налете, организованном большевиками под руководством Семена Тер-Петросяна (Камо), было похищено двести пятьдесят тысяч рублей. Большевистская историография, главным лидером и организатором этой акции называла Иосифа Джугашвили (Сталин), хотя, вопрос этот спорный. Были убиты два городовых, смертельно ранены три казака, ранения разной тяжести получили шестнадцать прохожих. Все участники ограбления сумели скрыться с деньгами, избежав ареста. Все это происходило на Эриваньской площади. Только, ирония судьбы в том, что деньгами этими большевики воспользоваться фактически не смогли, потому что уже тогда банки умели «беречься» от грабителей. Поэтому каждый, кто в любой точке Европы появлялся с банкнотами от этого «экса», ловился и сажался в тюрьму. Именно так провалился потом в Берлине сам Камо, и поэтому ему пришлось симулировать сумасшествие и нечувствительность к боли. Так что, героическая история, оказалась на деле серьезным провалом. Кстати, о Камо.
Поздним вечером 14 июля 1922 г. ехавшего по Верийскому спуску (сейчас ул. Михаила Джавахишвили) на велосипеде большевика, друга и соратника Сталина – Камо — насмерть сбил автомобиль, а водитель потом клялся и божился, что в темноте не заметил одинокого велосипедиста. Тифлисская легенда гласит, «это же надо было умудриться найти друг друга.. единственный в Тифлисе автомобиль наехал на единственного в Тифлисе, велосипедиста». Ну, на самом деле и тех и других в то время в городе было не так уж мало. Камо похоронили в Пушкинском сквере, что перед площадью Свободы и даже памятник поставили (автор. Якоб Николадзе) и надпись написали.

Но через три года памятник убрали, а останки родственники перезахоронили уже в 1990 г. Правда, память все же в топонимике осталась. До сих пор многие тбилиссцы называют ул. Д. Узнадзе — Камо.

Ну, а главное здание, расположенное на площади, построенное в 40-е годы XIX века и перестроенное в конце XIX века – здание Народного собрания (Сакребуло) Тбилиси. Бывшая городская управа и городская Дума, затем мэрия Тбилиси. В 30-40-х годах XIX века тут находилось городское Полицейское управление и пожарная часть. В 1882 г. по проекту архитектора Александра Озерова (1849 – 1922) здание начали перестраивать и пристроили два флигеля. Позже были внесены изменения уже архитектором Паулем Штерном. Окончательный вид здание приобрело в 1910 – 1914 гг. по проекту арх. Корнелия Татищева.


На площади, напротив здания городской управы, в 1851 г. был построен большой караван-сарай, который принадлежал богатому торговцу, купцу первой гильдии, почетному мокалаке (горожанину) Гавриилу Тамамшеву. В здании располагалась первая на Южном Кавказе опера. Идея постройки в Тифлисе городского театра, в котором должна была выступать оперная труппа, принадлежала тогдашнему наместнику на Кавказе, князю Михаилу Воронцову. Любитель изящных искусств, князь Воронцов был политиком дальновидным и придерживался английской системы колонизации. Поэтому для него было важным «окультурить туземцев», а опера очень хорошо подходила для этого дела. Но, просто так, никто в Тифлисе здание для оперы строить не стал бы и практичный Воронцов предложил тифлисским базазам (торговцам тканями) построить в центре площади караван-сарай, отведя одну его часть под оперный театр. Базазы, оказались не дальновидными и заявили, что их муштари (клиент) не станет ходить за тканями и прочей мануфактурой в новый город, так называли тогда, начинающийся активно застраиваться Гаретубани. Единственный купец, который смог на взаимовыгодных условиях договориться с новыми властями, был Гавриил Тамамшев. Он выкупил у князя Эгнате Цицишвили, как тогда сплетничали в Тифлисе, за смешные деньги, на которые можно было купить, разве что, два отреза на платье, землю и при содействии городских властей, построил караван-сарай. Здание было возведено по проекту, приглашенного Воронцовым, итальянского архитектора Джованни Скудиери (1816-1851). Кроме театра, в новом караван-сарае располагались модные магазины, рестораны, гостиница, кондитерские и позже даже ресторан со смешным по нынешним временам названием «Тилипучура». В тифлисской опере выступала приглашенная из Италии профессиональная труппа. В 1874 г. театр сгорел, а полностью здание караван-сарая было разрушено в 1934 г. во время реконструкции площади.


В середине XIX века здесь же, на площади, был воскресный базар (рынок), упразднив который, городская управа в 1884 г. решила разбить на этом месте сквер.


Автор проекта сквера — известный ботаник Генрих Карл Вернер Шаррер (1828 – 1906). Он, кстати, занимался и озеленением Александровского сада, первого общественного сада Тифлиса, и многие годы руководил тифлисским Ботаническим садом. В мае 1890 г. по инициативе главного тифлисского полицмейстера Л.А. Россинского здесь было решено поставить бюст поэта Александра Пушкина по проекту тифлисского скульптора Феликса Ходоровича и назвать сквер Пушкинским. Деньги на памятник собирал весь Тифлис.




Памятник был открыт 25 мая (по старому стилю) 1892 г. Он отлит в бронзе на заводе К. Верфеля в Санкт-Петербурге, пьедестал выполнен из алгетского красного и серого камня в мастерской Винченцо Пиладжи в Тифлисе. Памятник А. Пушкину несколько раз переносился с одного места сквера на другое. Сейчас он стоит лицом к музею изобразительных искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили. В 1957 г. в сквере устроили фонтан, вода поступает в бассейн, и затем значительная ее часть вновь используется фонтаном благодаря применению специальной конструкции. Там же, рядом со сквером, стоял большой дом, принадлежащий семье промышленника Якоба Зубалашвили, именно у них две недели жил известный французский писатель Александр Дюма, когда, путешествуя по Кавказу, останавливался в Тифлисе в 1858 – 1859 гг. Этот дом был снесен во время реконструкции площади и на его месте потом построили здание Цекавшири в 1960-70-х годах, которое так же недавно снесли. Не путать со зданием музея изобразительных искусств им. Ш.Амиранашвили.



Это здание тоже принадлежало Зубалашвили. Оно своим фасадом обращено к площади Свободы, одной стороной выходит на ул. А. Пушкина, другой — на ул. Л. Гудиашвили. В начале XIX века, эту землю купил промышленник Якоб Зубалашвили, и в 1835 г. построил гостиницу. В те времена это было одно из первых больших частных зданий в Гаретубани. В нем в 1837 г. был устроен большой бал в честь приезда в Тифлис императора Николая I. Позже, в 1840 г., Я. Зубалашвили продал здание церковному ведомству, и до 1911 г. здесь располагалась духовная семинария. Её окончили многие будущие видные общественные деятели и ученые Грузии и Кавказа, а также будущие революционеры. Здесь учился Иосиф Джугашвили (Сталин), который поступил в тифлисскую семинарию в 1894 г. и был отчислен «за пропуск экзамена по неуважительной причине» в 1899 г. ». С этим зданием связана еще одна история. В 1886 г. Иосиф Лагиашвили, исключенный из тифлисской семинарии, убил ректора семинарии дьякона Павла Чудецкого, притеснявшего семинаристов, запретившего там преподавание грузинского языка и отзывавшегося о нем как о «собачьем языке». Русский экзарх в Грузии Павел проклял убийцу и вместе с ним «породивший его» грузинский народ. В ответ, известный общественный деятель князь Дмитрий Кипиани написал экзарху открытое письмо с призывом извиниться или покинуть Грузию. В 1886 г. по указу Александра III Д. Кипиани выслали в Ставрополь, где вскоре он был убит при невыясненных обстоятельствах. А Лагиашвили судили и, благодаря хорошим адвокатам, возмущенному общественному мнению и несовершеннолетию подсудимого, приговорили к 20 годам каторги на Сахалине. Откуда он бежал в Америку, где и умер дожив до старости. В 1917 г., после того, как для семинарии построили новое здание в Ваке, здесь вновь была открыта гостиница — «Царские номера», но уже через год это название стало неуместным, и гостиницу переименовали в «Дворцовую», по названию улицы, рядом с которой она находилась. В советское время ее переименовали в «Палас-Отель», но в 1930 г. закрыли, и здесь в разное время размещались государственные и военные учреждения. В 1952 г. здание было передано музею искусств Грузии, которому в 1991 г. присвоили имя выдающегося грузинского ученого-искусствоведа, директора этого музея (1939-1975) Шалвы Амиранашвили (1899 – 1975). Здание построено в 1830-х гг. в стиле позднего классицизма по проекту швейцарского архитектора Джузеппе Бернардацци (1788 – 1840). Вместе с братом Джованни Бернардацци (1782 – 1842) он с 1822 г. работал в разных городах Российской империи. В 1830 г. они составили план города Пятигорска. В 1952 г. под руководством арх. Л. Харатишвили, Т. Шубладзе и Г. Галдава был проведен капитальный ремонт здания.

Кстати, о Дворцовой улице. Так называлась маленькая улица, которая начиналась у площади, доходила до дворца наместника и заканчивалась у Николаевской площади (названной так в честь Николая Первого), расположенной перед дворцом. Ни этой улицы, ни этой площади в Тбилиси уже нет. Да и дворец наместника сейчас дворец творческой молодежи, бывш. Дворец пионеров Грузии. В 1938 г. в ходе реконструкции площади Свободы с 16 до 42 м. Дворцовую улицу (которая в то время назвалась ул. Коминтерна) расширили и она стала частью проспекта. При реконструкции было разрушено несколько домов, среди них доходные дома Давида Сараджишвили и Александра Зубалашвили, и на их месте в 1940 г. построили новый многоквартирный дом по проекту арх. М. Мелия, А. Курдиани и С. Кубанеишвили. Сейчас это дом №1 на проспекте Шота Руставели.

Так же, не раз перестраивалась и, в последние годы, окончательно перестроилась ул. А.Пушкина. Когда-то на доме № 5, над уже не существующим 3-х этажным домом, (бывш. Пушкинский пассаж), который был построен в 1901 – 1902 гг по проекту арх. А.Шимкевича, а в 1935 г перестроен арх. М. Непринцевым была табличка, что на этом месте раньше стоял 2-х этажный старый дом, разрушенный в 1901 г; и в этом доме — трактире Цуримова, в 1829 году останавливался А.С. Пушкин во время пребывания в Тифлисе. Там, золотыми буквами было начертано: «Александр Сергеевич Пушкин жил в 1829 г. с 27 мая по 10 июня (ст. стиль) в доме стоявшем на этом месте». Уже не начертано, потому что и этого дома уже нет. Так же, больше нет известной в Тифлисе гостиницы «Кавказ», которая находилась в доме на углу площади и ул. Сололакской (потом С. Кирова, сейчас Г. Леонидзе). Это здание и еще несколько домов сгорели в 1991 г. во время т.н. «тбилисской войны». Сейчас здесь гостиница «Кортиард-Мариотт».

Вот такая вот максимально краткая история площади Свободы.

В центральной части Тбилиси расположена Площадь Свободы. В Средние века она называлась Караван-сарай, что в переводе означало «гостиничная площадь», а с 1827 года до революции она носила имя графа Эриванского. Свое теперешнее название она получила лишь в 2006 году.

Эта площадь часто становилась местом проведения массовых выступлений во времена революции роз, а также в советские времена борьбы за независимость Грузии. В 2005 году на площади праздновали 60-летие окончания Второй мировой войны, собралось примерно 100000 человек, перед которыми выступали Джордж Буш и Михаил Саакашвили. 23 ноября 2006 года здесь был открыт Памятник Свободы, созданный Зурабом Церетели, на котором святой Георгий, убивает дракона.

Координаты : 41.69320000,44.80144900

Площадь Свободы

Площадь Свободы расположена в центральной части Тбилиси, столицы Грузии. В Средние века плащадь называли Караван-сарай (Гостиничная площадь). С 1827 года и до революции - Площадь Эриванского (в честь генерала Паскевича, графа Эриванского), в советское время - сначала Площадь Берия, затем - Площадь Ленина.Свое теперешнее название она получила лишь в 2006 году.

Площадь Свободы часто становилась местом проведения массовых выступлений во времена революции роз, а также в советские времена борьбы за независимость Грузии. В 2005 году на площади праздновали 60-летие окончания Второй мировой войны, собралось примерно 100000 человек, перед которыми выступали Джордж Буш и Михаил Саакашвили. 23 ноября 2006 года здесь был открыт Памятник Свободы, созданный Зурабом Церетели.

На площади расположены органы городской администрации Тбилиси, а также гостиница «Мариотт» и центральное отделение Банка Грузии. В наше время здесь ведется строительство административного здания местного самоуправления Старого Тбилиси. К Площади Свободы ведет улица А.Пушкина, проспект Руставели, улица Г.Леонидзе и улица Г.Табидзе.

Координаты : 41.43000000,44.48000000