Отдельный apk для модуля android studio. Android Studio устанавливает APK для каждого модуля

Введение

Комфорт среды программирования во многом зависит от количества второстепенных действий, не относящихся к программированию, которые требуется выполнять программисту, а также глубины изучения самой среды разработки для её правильной настройки под собственные нужды. В этом смысле идеалом, на мой взгляд, является среда Дельфи, заточенная как раз-таки на максимально простую и быструю разработку приложений для Windows (справедливости ради замечу, что с разработкой приложений под Android и другие системы там пока ещё не всё так гладко, как хотелось бы).

В этом смысле в царстве Android нет достаточно комфортных сред разработки, как это, впрочем, и полагается программам в мире бесплатных операционных систем. Ещё до недавнего времени центральным средством разработки считался Eclipse со специализированными плагинами. Однако летом 2013 года Google представил на суд общественности новую IDE — Android Studio , основанную на давнишнем конкуренте Eclipse — системе IntelliJ IDEA . Надо сказать, что несмотря на раннюю версию системы, не вошедшую ещё даже в стадию Beta, она уже превосходит удобством Eclipse.

Тем не менее, программистам всё ещё приходится вникать как в многочисленные нюансы настройки среды, так и в непривычные действия по формированию конечных файлов приложений, готовых к распространению. И это всё на фоне изучения тех специфичных классов, которые приходится использовать, чтобы заставить интерфейс должным образом работать с кодом.

После такого большого вступления, я всего лишь расскажу, как в Android Studio можно генерировать конечные apk-файлы, готовые к распространению, ибо есть нюансы. Надеюсь, моя статья хоть как-то облегчит жизнь начинающим пользователям этой, пожалуй, лучшей на сегодняшний день IDE для программирования под Android.

Ручной способ

  1. В левом нижнем углу Android Studio есть маленькая кнопочка, управляющая отображением специальных ярлыков у краёв экрана. Ярлыки открывают различные вспомогательные окна. Кроме того, при простом наведении на эту кнопочку указателя мыши, появляется список всех этих окон для быстрого открытия нужного. Откроем окно Build Variants и напротив нашего модуля в поле Build Variant переключим режим сборки с debug на release.
  2. В основном меню открываем Build → Generate Signed APK. Возникает сообщение, которое, немного перефразируя, можно перевести примерно так: «Для проектов, собирающихся утилитой Gradle, информация о подписи и порядок подписывания apk-файлов должны быть прописаны в специальном сценарии. Настройте сценарий, как это описано в руководстве пользователя: http://tools.android.com/tech-docs/new-build-system/user-guide#TOC-Signing-Configurations . Затем запустите "Gradle assembleRelease", и получите сгенерированный apk-файл в папке build/apk/ » Это сообщение как раз настоятельно рекомендует нам использовать второй способ создания apk-файла. Принимаем информацию к сведению, но продолжаем ручной способ, нажав OK.
  3. Открывается окно помощника генерации подписи для apk-файла. Мы уже знаем, что все распространяемые приложения для Android должны иметь цифровую подпись автора, иначе приложение не установится на устройства пользователей. Сгенерированная подпись должна храниться в специальном файле-хранилище, расположенном на вашем компьютере, откуда потом она будет извлекаться для подписания apk-файлов. При этом одно хранилище может хранить несколько подписей для разных apk-файлов. Кроме того, одна и та же подпись может использоваться для подписания разных apk-файлов. Итак, для создания хранилища нажимаем кнопку Create New… и заполняем открывшиеся в окне поля:
    1. Путь для размещения файла хранилища
    2. Пароль и подтверждение для доступа к хранилищу
    3. Имя подписи, по которому она будет вызываться
    4. Пароль и подтверждение для доступа к подписи
    5. Срок действия подписи (по умолчанию 25 лет, оставляем без изменений)
    6. Хотя бы одно из полей сертификата. Обычно заполняют имя и фамилию, город и страну (RU).
  4. Нажимаем OK. Окно закрывается, и мы видим, что все поля в предыдущем окне автоматически заполнились введёнными нами данными. Ставим галочку в поле Remember Password, чтобы каждый раз не набирать пароль, и нажимаем OK.
  5. В следующем окне контролируем путь и имя apk-файла. По умолчанию оно равно имени модуля. Включаем галочку Run ProGuard, чтобы наш файл был оптимизирован, и можем даже поменять файл конфигурации proguard-android.txt на proguard-android-optimize.txt для более жёсткой оптимизации (хотя это может быть чревато для некоторых экзотичных смартфонов). Нажимаем Finish и ждём, посматривая в строку состояния.
  6. Когда сборка проекта закончится, отобразится окошко с предложением открыть папку с полученным apk-файлом. Открываем её и видим наш файл.

Скажу сразу, что несмотря на то, что я ставлю галочку в поле Run ProGuard, он у меня почему-то не отрабатывает, и apk-файл остаётся неоптимизированным. Возможно, это пережитки ранней версии Android Studio (у меня версия 0.5.4 ). Но выйти из положения достаточно просто, включив эту галочку непосредственно в файле сценария утилиты ProGuard. Найдите в окне проекта внутри нашего модуля файл build.gradle. В секции android → buildTypes → release, отвечающей за генерацию релиза, поменяйте параметр runProguard с false на true.

Не забудьте после редактирования файла сценария синхронизировать с ним ваш проект. Для этого в панели инструментов нажмите кнопку Sync Project with Gradle Files (стрелочка вниз из зелёного кружка) или ссылку Sync Now во всплывшей в верхней части исходника жёлтой полосе сообщения. После синхронизации можно снова попробовать собрать apk-файл, начиная со второго пункта нашей инструкции. Только в этот раз вместо генерации нового хранилища используем уже созданное. Все наши пароли и настройки сохранились, поэтому нам только остаётся нажимать во всплывающих окнах OK-Next-Finish. Обратите внимание, что вновь сгенерированный apk-файл стал немного меньше, чем в прошлый раз.

Автоматический способ

Автоматический способ позволяет генерировать apk-файл без ввода паролей при каждом запуске приложения на выполнение, а также командой assembleRelease, добавленной в список конфигураций и выполняющейся той же кнопкой Run.

Для включения автоматического режима надо внести в уже знакомый нам файл сценария build.gradle новую секцию, содержащую в том числе информацию о подписи:


signingConfigs { release { storeFile file("C:\\Users\\ИмяПользователя\\KEYSTORE.jks") storePassword "ПарольХранилища" keyAlias "ИмяПодписи" keyPassword "ПарольПодписи" } buildTypes { release { minifyEnabled true signingConfig signingConfigs.release proguardFiles getDefaultProguardFile("proguard-android.txt"), "proguard-rules.pro" } } }

Вместо файла настроек "proguard-android.txt" можно вписать файл ещё более оптимизированных настроек "proguard-android-optimize.txt". Это позволит ещё немного сократить объём apk-файла.

Для внесения этой секции в настройки откроем файл build.gradle, расположенный внутри нашего модуля и закомментируем секцию buildTypes. Вместо неё вставим вышеприведённую секцию. Не забудьте поменять путь к вашему файлу ключей, который вы создали в первой части статьи при ручном создании apk-файла, а также вписать правильное имя подписи и оба пароля.

После внесения изменений в файл нажимаем в панели инструментов кнопку Sync Project with Gradle Files (стрелочка вниз из зелёного кружка) или ссылку Sync Now во всплывшей вверху жёлтой информационной полосе, чтобы синхронизировать изменённые настройки с проектом. Всё, автоматический режим настроен!

Теперь, чтобы иметь возможность генерировать apk-файл без запуска приложения, добавим отдельную команду запуска генерации apk-файла в список конфигураций (комбо-бокс в панели инструментов). Откроем окошко Gradle Tasks, нажав на ярлык Gradle у правого края экрана, или выбрав его во всплывающем списке кнопки, расположенной в левом нижнем углу Android Studio. В секции All tasks раскрываем список задач для нашего модуля и правой кнопкой щёлкаем по задаче assembleRelease. В появившемся контекстном меню выбираем пункт Create… и выбранная задача добавится в список конфигураций.

Теперь мы можем генерировать релиз и без запуска программы на выполнение, просто выбрав в списке конфигураций команду assembleRelease и нажав кнопку Run. Результат автоматического создания apk-файла будет находится в папке build/apk/. Там будут два файла: ИмяМодуля-release-unaligned.apk и ИмяМодуля-release.apk. Первый файл — это полуфабрикат. Он уже подписан но ещё не выровнен. Второй файл — уже выровненный. Это и есть наш конечный apk-файл, который мы уже можем переименовать и свободно распространять.

Замечу, что выравнивание файла гарантирует, что все несжатые данные будут начинаться с позиции, кратной 4 байтам по отношению к началу файла. Это обеспечит оптимизацию производительности программы на устройстве. Когда файл выровнен, Android способен читать информацию из файла по мере необходимости, а не загружать в память весь пакет целиком. В итоге уменьшается объем оперативной памяти, потребляемой запущенным приложением.

На недавно прошедшей Google I/O 2018 , среди множества нововведений, объявили также о добавлении нового формата приложений.

Этот формат получил название Android App Bundle и представляет собой улучшенный способ сборки вашего приложения. С его помощью можно легко оптимизировать размер приложения, при этом не нужно будет вносить какие-либо изменения в код. Android App Bundle включает весь скомпилированный код и ресурсы, отсеивая затем то, что не нужно конкретному устройству.

Важно! На данный момент Android App Bundle работает только в preview-версии Android Studio. Последняя версия Android Studio 3.2 Canary доступна .

Формат Android App Bundle

Android App Bundle представляет собой файл (с расширением .aab ), который загружается в Google. Каждый бандл включает скомпилированный код и ресурсы для всех модулей приложения и поддерживаемых конфигураций устройств.

Проще говоря, бандлы это подписанные ZIP-файлы, которые упорядочивают код и ресурсы приложения в модули.

Из этих модулей Google Play генерирует различные APK, которые предоставляются пользователям, такие как: базовые APK, dynamic feature APK, конфигурационные APK и (для устройств, которые не поддерживают разделённые APK) мульти-APK. Каталоги, окрашенные в синий цвет, представляют собой код и ресурсы, которые Google Play использует для создания конфигурационного APK для каждого модуля.

Примечание: бандл нужно создавать для каждого уникального приложения или applicationID . То есть, если вы используете несколько product flavor в своём приложении для создания различных APK, и каждая из этих веток использует уникальный applicationID, то вам нужно будет создать отдельный бандл для каждой ветки.

Код и ресурсы для каждого модуля организованы аналогично стандартным APK, и это логично, поскольку каждый из этих модулей может быть сгенерирован как отдельный APK. Ниже можно увидеть более подробное описание некоторых файлов и каталогов Android App Bundle:

  • base/, feature1/, feature2/ . Каждый из этих каталогов представляет собой модуль приложения. Базовый модуль приложения всегда содержится в базовом каталоге бандла. Директории же с дополнительными особенностями, каждой из которых присваивается специальное имя, находятся отдельно.
  • файлы Protocol Buffer (.pb) . Эти файлы содержат метаданные, которые помогают описать содержимое бандла в магазинах приложений. Например, BundleConfig.pb , находящийся в корневом каталоге бандла, предоставляет информацию о самом бандле, например, какая версия build tools используется для сборки. Другие файлы, такие как recourse.pb и native.pb , описывают, как определённый код и ресурсы должны использоваться для различных конфигураций устройств. Google Play использует эту информацию для генерации APK, оптимизированного для устройства пользователя.
  • manifest/ . В отличие от APK, бандлы хранят файл AndroidManifest.xml каждого модуля в отдельном каталоге.
  • dex/ . В отличие от APK, бандлы хранят DEX-файлы каждого модуля в отдельном каталоге.
  • root/ . Этот каталог хранит файлы, которые позже перемещаются в директорию root любого APK, который включает в себя модуль, в котором находится этот каталог. Например, каталог base/root/ бандла может включать ресурсы Java, которые загружаются приложением с помощью использования Class.getResources() . Эти файлы позже перемещаются в директорию root APK приложения и каждого мульти-APK, которые генерирует Google Play. Пути в этом каталоге также сохраняются, то есть, подкаталоги тоже перемещаются вместе с root.
    Примечание: если содержимое этого каталога конфликтует с другими файлами и каталогами в корне APK, Play Console отклонит загрузку бандла. Например, вы не сможете включить каталог root/lib/, поскольку он будет конфликтовать с каталогом lib, уже находящимся в APK.
  • res/, lib/, assets/. Эти каталоги идентичны тем, что используются в стандартном APK. При загрузке приложения, Google Play проверяет в этих каталогах и пакетах только те файлы, которые соответствуют конфигурации целевого устройства.

Сборка App Bundle с помощью Android Studio

Создание бандла с помощью Android Studio очень похоже на создание APK. Для сборки достаточно выбрать в меню Build - Build Bundle(s)/APK(s) > Build Bundle(s) и IDE создаст бандл для выбранного варианта сборки и разместит его в каталоге //build/outputs/bundle/ .

Если создаётся бандл для debug-версии приложения, Android Studio автоматически подпишет бандл с помощью отладочного ключа подписи. Для загрузки бандла в Google Play он должен быть подписан.

После того, как Android Studio завершит создание подписанного бандла, его можно будет открыть и проанализировать. Анализ бандла позволяет проверить содержимое и работает аналогично APK Analyzer .

Для создания App Bundle IDE использует тот же инструмент с открытыми исходным кодом, называемый bundletool , который Google Play использует для последующего преобразования бандла в подписанные APK.

Прежде чем загрузить бандл в консоль Google Play, его нужно подписать. Чтобы создать подписанный App Bundle, нужно выполнить следующие действия:


После того, как Android Studio завершит создание подписанного бандла, его можно будет найти и проанализировать, выбрав соответствующую опцию во всплывающем уведомлении. Если был выбран экспорт ключа подписи, то к нему можно будет быстро перейти, щёлкнув по стрелке вниз в правом нижнем углу всплывающего уведомления, чтобы развернуть его, и затем выбрав Show Exported Key File .

Загрузка App Bundle в консоль Google Play

После того, как бандл создан, его можно загрузить в Google Play для проверки, тестирования или публикации приложения. Прежде чем приступить к работе, следует соблюсти следующие условия:

  1. Зарегистрироваться в программе Google Play App Signing .
  2. Если приложение включает dynamic feature modules, то его можно загружать и тестировать через внутренний тестовый трек консоли Google Play. Однако чтобы опубликовать приложение, нужно принять программу Dynamic Feature, которая на данный момент находится в стадии бета-версии.
  3. Google Play поддерживает загрузку приложений размером не более 100 МБ .

Анализ APK с помощью проводника

Когда бандл загружен, Google Play автоматически генерирует разделённые APK и мульти-APK для всех конфигураций устройств, поддерживаемых приложением. В Play Console можно можно использовать App Bundle Explorer для просмотра всех вариантов APK, сгенерированных Google Play; анализа данных, таких как поддерживаемые устройства и экономия размера APK; загрузки созданных APK для тестирования.

Обновление приложения

После загрузки приложения в Play Console, для обновления приложения достаточно повысить код версии, а также создать и загрузить новый бандл. Затем Google Play сгенерирует обновлённые APK с новым кодом версии и будет предоставлять их по мере необходимости.

Заключение

Использование Android App Bundle даёт большие преимущества для оптимизации APK приложений. С помощью этого способа мы обновили одно из наших приложений, "Менеджер паролей от Wi-Fi сетей ", заменив в нём стандартный APK на App Bundle. Таким образом, размер APK файлов уменьшился на целый мегабайт, что является очень хорошим результатом.

Кроме того, Google на данный момент тестирует дополнение к App Bundle, Dynamic feature modules, с помощью которого можно разбивать базовый APK на части, которые будут докачиваться при необходимости, пока что эта технология находится в бета-версии.

Возможно, единственным недостатком банлдов на данный момент назвать необходимость использовать preview-версию Android Studio, однако эта проблема временная.

Установленные плагины находятся в меню File | Settings... | Plugins . Кнопка Browse repositories... позволяет найти плагин в репозитории. Кнопка Install plugin from disk... позволяет установить плагин с диска, если вы его скачали самостоятельно.

Rainbow Brackets

"Радужные скобки" позволяют пометить каждую пару скобок своим индивидуальным цветом. Это помогает визуально видеть, где находится область кода.

Заменяет все индикаторы прогресса в студии на няшного котика. Если вы серьёзный программист, то просто обязаны установить плагин . Совместимо с другими средами разработки на основе IntelliJ IDEA: PhpStorm, WebStorm, PyCharm, RubyMine, AppCode, CLion, Gogland, DataGrip, Rider, MPS.

Появляется везде. Например, при загрузке проекта.

Во время работы при синхронизации чего-либо.

RoboPOJOGenerator

Удобный генератор готовых Java и Kotlin POJO классов из JSON: GSON, FastJSON, AutoValue (GSON), Logan Square, Jackson.

ADB Idea

Плагин для Android Studio/Intellij IDEA для быстрых операций над приложением:

  • Uninstall App - удалить приложение из устройства
  • Kill App - убить приложение (удалить из памяти)
  • Start App - запустить приложение
  • Restart App - перезапустить приложение
  • Clear App Data - очистить данные
  • Clear App Data and Restart - очистить данные и перезапустить

После установки эти команды можно найти через Tools | Android | ADB IDEA .

Также можно вызвать окно поиска действий через комбинацию клавиш Ctrl+Shift+A и с помощью символов ADB быстро найти конкретную команду.

Плагин удобен для проверки работоспособности приложения в разных состояниях. Например, вы ранее создали базу данных и решили посмотреть, как поведёт себя приложение при пустой базе. С помощью плагина вы быстро можете очистить данные и посмотреть на результат.

У меня есть проект, созданный с помощью Gradle в Android Studio v 0.3.2. Мой проект имеет зависимости от двух других модулей ( ная библиотека). Структура проекта хорошо определена с помощью файлов build.gradle. Проблема в том, что … когда я запускаю проект на Android-устройстве, я устанавливаю 3 на моем устройстве. Один из них – основной проект (единственный правильный), а два других – импортированные модули (эти два я не хочу устанавливать). Как я могу это достичь? Или что я делаю неправильно?

Структура проекта:

  • MyLibModule
  • MainProject
  • MainProject-> libraries-> MyOtherModule

Где MyLibModule находится на том же пути, что и основной проект, потому что мне также нужен этот модуль в другом проекте.

Просто чтобы быть ясным: вся сборка проекта в порядке , все зависимости в порядке, но почему я получаю 3 APK на моем устройстве?

После целого дня, борющегося с этой проблемой, я нашел причину этого странного поведения. Проблема заключалась в проявлении библиотечного модуля. Прежде чем я переключился на студию Android, я использовал Eclipse. И у меня была testActivity, объявленная в манифесте проекта библиотеки. Удаление всех тестовых действий из манифеста из моих библиотечных модулей решило проблему. Теперь Android Studio устанавливает только APK MainProject.

Некоторый код: манифест MyLibModule:

Изменился на:

…. И то же самое для MyOtherModule.

ПРИМЕЧАНИЕ. Пустой узел приложения должен оставаться в манифесте, чтобы избежать ошибок сборки.

Удалить фильтр намерений из запуска вашей библиотеки

Изменился на

Это потому, что ваши библиотеки определены в файлах build.gradle как приложения, а не библиотеки. Посмотрите на эту строку:

Apply plugin: "android"

И замените его на:

Apply plugin: "android-library"

Возможно, вам придется внести другие изменения в файл сборки, так как не все, что относится к приложениям, может быть указано в файле сборки библиотеки. См. http://tools.android.com/tech-docs/new-build-system/user-guide#TOC-Library-projects для получения дополнительной информации.